Наши книги

Аспандау рекомендует

Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)

 ВОПРОС 2.

•      Как вы охарактеризуете текущий (перманентный с 2011 года с небольшим оживлением экономики в 2013-2014 годах) кризис в национальной экономике?

Как сугубо внутренний (эндогенный), связанный с отсутствием или противоречивостью экономической политики, как в денежной, так и фискальной ее части.

 

•      Каковы его глубинные системные причины?

Главная причина – это то, что концентрация власти в политике привела к концентрации собственности в экономике. Экономика монополизировалась и огосударствилась через посредство квази госсектора. Сегодня у нас расцвела не классическая рыночная экономика частного предпринимательства, а государственный капитализм.

 

•      Насколько принимаемые в режиме ЧП новые меры Правительства адекватны, имеют ли они системное долгосрочное влияние?

            То, что заливают деньгами экономику, это правильно, другого пути поддержать спрос и предложение в экономике сейчас, наверное, нету. Но то, что мало заливают и то, что через квази госсектор и прочие госканалы заливают без реструктурирования экономики это, скорее, неправильно. Если сейчас не деконцентрировать собственность, не демонополизировать экономику и не избавиться от госсектора, особенно от чисто управленческих квази госкомпаний, то все эти инъекции выльются не в последующий рост объемов производства и занятости, а просто в рост общего уровня цен. Вот тогда мало никому не покажется… Нет ничего страшнее вырвавшейся из-под контроля гиперинфляции. Даже немцы не могли с ней справиться, пока Гитлер не пришел к власти.

 

 

•      Какие основные риски и вызовы для Казахстана Вы лично видите в 2020-2025 году, помимо уже налетевших «черных лебедей» новой нефтяной войны и пандемии?

  Прежде всего, нужно обеспечить внутреннюю предсказуемость и стабильность экономических условий. Для чего нужно:

1)       Обуздать девальвационные ожидания путем обеспечения прозрачности монетарной политики и «загона» всех валютных активов обратно в страну, чтобы предпринимательство начало инвестировать, а банки начали его кредитовать. Без инвестиций экономика расти не будет.

2)       Обеспечить равноправие частных лиц с государством как равных сторон имущественных и иных споров, чтобы гарантировать судебную защиту частной собственности от государственного и иного рейдерства, путем формирования независимой от законодательства и правительства судебной системы с прозрачным единообразием судебной практики. Одним из важных аспектов чего является реальный запрет привлечения к ответственности основных акционеров и иных инвесторов как конечных бенефициаров созданных ими предприятий к персональной ответственности за непогашенные обязательства их предприятий и преступные действия их менеджмента.

3)       Ликвидировать монополию и преференции банковского сектора на финансово-кредитные операции путем развития финансовых рынков, пусть весь частный капитал участвует в кредитовании экономики. В частности, необходимо предоставить всем гражданам и организациям права на займы денежных средств  на возмездной и срочной основе, а также безрисковые возможности инвестирования в экономику своих сбережений через инвестбанки и иные финансовые компании, в качестве альтернативы депозитам в коммерческих банках, путем гарантирования сохранности их инвест средств на минимально необходимом уровне.

4)       На время оградить нашу аграрную промышленность от конкуренции с российскими производителями путем договоренности с РФ в рамках ЕАЭС, в целях продовольственной безопасности.

 

•      Что, по Вашему мнению, должна представлять Новая Экономическая Политика (доктрина), о которой несколько раз говорил в обращениях к народу Президент РК Токаев К. К. в дни карантина?

  Чтобы действительно новая экономическая политика состоялась ей нужен правый, т.е. либерально-демократический, поворот. Чтобы из госкапитализма не перейти обратно в социализм, нужен хотя бы символический отскок от социал-демократической парадигмы вмешательства в рыночную экономику в сторону запуска автоматических, а не дискреционных («сознательных»), механизмов обеспечения экономического роста.

 

•      Вы в своей беседе с Президентом полгода назад сделали следующие акценты:

- Сокращение доли государства в экономике (на сегодня в мозговом центре МНЭ РК зреет план возврата к плановой экономике);

К сожалению да, такая тенденция к усилению роли государства в экономике давно уже утвердилась… И новый Президент пока не может ее развернуть, нет своих право-либеральных кадров.

  - Наведение порядка в институте собственности - Уточнить и усилить правомочие владения в гражданском законодательстве (в РК действительно отсутствует полный пучок правомочий по Оноре);

  Я согласен с тем, что «пучок прав собственности» по Оноре отсутствует, но считаю, что он слишком сложный и по некоторым позициям спорный, например - обязанность воздерживаться от вредного для других использования своей собственности точно не является правом собственности. Поэтому предпочитаю классическую теорию собственности, где владение является главным правомочием на исключительный контроль вещи от своего имени. При этом - не столько физический контроль, как это предполагал Оноре, а юридический, т.е. полный во всех правах и бессрочный. Таким образом, владение как начало любой собственности стремится всегда автоматически восполняется после прекращения отчуждения от него части каких-либо прав. Все остальные права в «любом пучке» и комбинациях, включая два других фундаментальных правомочия, подчинены владению. Например, пользование как раз и подразумевает физический контроль вещи, как правило, не от своего имени, для извлечения из нее плодов. А распоряжение предполагает, прежде всего, управление, как правило – не от своего имени, пользованием вещи. Так вот в нашем ГК у правомочия владения нет собственного смыслового содержания. Определение юридической судьбы вещи отдано распоряжению, а за владением оставлено лишь фактическое обладание вещью, которое должно быть лишь у пользования, так как извлекать плоды из вещи невозможно без фактического обладания. Нет нужды говорить, что это дурно влияет на логистику всех юридических сделок, судебных споров, поиска и обработки рыночной информации. А ведь эффективность любой экономики определяется в первую очередь степенью трансакционных издержек по согласованию использования ограниченными ресурсами. Если права собственности даже не определены, то что же говорить об их защите. А без этого, предпринимательство, даже олигархи, не будут хранить свои активы в своей стране.

 

- Фактически соблюдать юридически существующий у нас принцип ограниченной ответственности (обособленности имущества) в корпоративном праве и управлении;

 

У нас нет, по сути, корпоративного права, которое защищало бы собственников ТОО и АО от ответственности по обязательствам их предприятий. Опять же, поэтому они все как бы временщики и свои активы держат за рубежом, так как в любой момент готовы уехать из страны, в случае если их предприятие могут у них отобрать или если оно нуждается в ликвидности, кредитной поддержке, реабилитации или банкротстве. А между тем, ограниченная ответственность - это не менее, если не более, важная предпосылка, необходимое условие для предпринимательства в рыночной экономике. Именно она институционализирует корпорации как юридические лица с обособленным имуществом и собственными правами. Корпорации (ТОО и АО) не зависят от их учредителей, способны накапливать капитал общества, продаваться обществу и наследоваться. А это немаловажные стимулы и мотивы в экономических предприятиях людей. 

 

- Либерализация пенсионной системы с целью воссоздания многочисленного класса институциональных инвесторов;

- Создание фонда гарантирования средств на брокерских счетах по аналогу с депозитами, согласно мировой практике, с вовлечением НацБанка и участников рынка;

- Снижение ставки КПН (налога на прибыль) для листингуемых на KASE компаний, находящихся под контролем казахстанских граждан и их организаций, за исключением недропользовательских.

 

Все эти меры, как я уже указывал выше, расширят возможности граждан и небанковских организаций во взаимном кредитовании и инвестировании. Если банки не могут дать денег экономике, то их может дать себе сама экономика, для начала. Но с тех пор, как ликвидировали все частные пенсионные фонды и объединили их в один ЕНПФ, то фондовый рынок вообще умер. Но те частные НПФ, которые провалились, они же провалились по той причине, что люди не управляли своими пенсионными средствами. Но эта же причина до сих пор не ликвидирована. С таким же успехом и в ЕНПФ может быть такая же коррупция, так как там конфликт интересов налицо: Нацбанк и управляет ЕНПФ сам, и регулирует его тоже сам, и сохраняет его активы тоже сам. Одни и те же должностные лица и органы совмещают в себе противоположные функции и обязанности в системе внутреннего контроля.



Аспандау в СМИ

Статьи

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01