Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Обычные
школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
В нашем обществе сложилось крайне
неоднозначное отношение к разделению школ на элитные (НИШ) и обычные. В первых
получают образование всего полтора-два процента казахстанских детей, но
обучение каждого из них обходится государству, как минимум, в 10 раз дороже,
чем в обычных школах. При этом в последних нередко трехсменное обучение,
переуплотненные классы, туалеты на улице, отсутствие спортзалов, затюканные и
малооплачиваемые учителя и т.д. Разве тем самым не нарушается принцип
социальной справедливости? Или же это оправданная забота о наиболее
талантливых? Что мы можем получить «на выходе» при таком дифференцированном
подходе к подрастающему поколению? И какой вариант представляется оптимальным в
условиях Казахстана? Слово нашим экспертам.
Канат Нуров, руководитель фонда
Aspandau и Алматинской высшей школы управления Aspandau Academy:
«Элитное образование должно быть частным»
- Возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, это лишь отчасти
нарушение принципа социальной справедливости – ведь особо одаренных детей
действительно нужно выявлять и поддерживать. Поэтому проблема не в том, что в
НИШ на каждого ученика расходуется на порядок больше, а в том, что это
происходит в основном за счет госбюджета. Безусловно, элитное образование
необходимо, его нельзя запрещать, но оно должно быть частным – по крайней мере,
не финансироваться за счет налогов с населения. Рынок сам создаст для
состоятельных семей образовательные услуги, которые качеством выше массового усредненного
образования.
Уровень финансирования и соответственно качество услуг,
предоставляемых в НИШ, не может стать стандартом для всех средних школ в
Казахстане. Так как 3,3 процента от ВВП на всю образовательную сферу – это
чрезвычайно мало. Опасна не сама по себе дифференциация, а несоответствие
массового образования требованиям современной постиндустриальной,
информационной эпохи.
Рыночная дифференциация образовательных услуг за счет
появления частных учебных заведений не только естественна, но и полезна, как и
любое другое разнообразие. А вот интеллектуальная сегрегация на государственном
уровне, особенно если она происходит уже в начальной школе, и опасна, и
неэффективна. Поскольку здесь неизбежны ошибки субъективного характера, цена
которых для нации в целом может оказаться слишком высокой. Ведь многие
талантливые дети могут оказаться «за бортом» только потому, что кто-то не сумел
или не захотел разглядеть их одаренность. Поэтому нужно подтягивать массовое
образование до необходимого уровня, а не запрещать элитарное.
Какой вариант представляется оптимальным для Казахстана?
Здесь нужно сказать, что наша система образования все еще базируется на
запросах ушедшего в прошлое индустриального общества и соответственно на
компетентностном, а не личностно-ориентированном подходе, который должен быть в
условиях современного информационного общества. Например, дается слишком много
справочного материала, хотя сегодня любой школьник в два клика может найти его
в Интернете. Подобная ситуация отражается на показателях наших учащихся в
международном рейтинге PISA последних лет.
Для начала нужно увеличить финансирование системы
образования до уровня 10-15 процентов от ВВП. Кроме того, необходимо,
во-первых, оставить в школьной программе только фундаментальные дисциплины,
изучающие объективные законы природы, общества и мышления; во-вторых, усилить в
методологии образования оперативный компонент познания (инструменты научного
критического и креативного мышления) за счет сокращения информативного
(справочного) компонента; в-третьих, начиная хотя бы со старшей школы,
соединить образовательный процесс с научными исследованиями.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01