Наши книги

Аспандау рекомендует

Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?

Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz

Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?

В нашем обществе сложилось крайне неоднозначное отношение к разделению школ на элитные (НИШ) и обычные. В первых получают образование всего полтора-два процента казахстанских детей, но обучение каждого из них обходится государству, как минимум, в 10 раз дороже, чем в обычных школах. При этом в последних нередко трехсменное обучение, переуплотненные классы, туалеты на улице, отсутствие спортзалов, затюканные и малооплачиваемые учителя и т.д. Разве тем самым не нарушается принцип социальной справедливости? Или же это оправданная забота о наиболее талантливых? Что мы можем получить «на выходе» при таком дифференцированном подходе к подрастающему поколению? И какой вариант представляется оптимальным в условиях Казахстана? Слово нашим экспертам.


Канат Нуров,
руководитель фонда Aspandau и Алматинской высшей школы управления Aspandau Academy:

«Элитное образование должно быть частным»

- Возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, это лишь отчасти нарушение принципа социальной справедливости – ведь особо одаренных детей действительно нужно выявлять и поддерживать. Поэтому проблема не в том, что в НИШ на каждого ученика расходуется на порядок больше, а в том, что это происходит в основном за счет госбюджета. Безусловно, элитное образование необходимо, его нельзя запрещать, но оно должно быть частным – по крайней мере, не финансироваться за счет налогов с населения. Рынок сам создаст для состоятельных семей образовательные услуги, которые качеством выше массового усредненного образования.

Уровень финансирования и соответственно качество услуг, предоставляемых в НИШ, не может стать стандартом для всех средних школ в Казахстане. Так как 3,3 процента от ВВП на всю образовательную сферу – это чрезвычайно мало. Опасна не сама по себе дифференциация, а несоответствие массового образования требованиям современной постиндустриальной, информационной эпохи.

Рыночная дифференциация образовательных услуг за счет появления частных учебных заведений не только естественна, но и полезна, как и любое другое разнообразие. А вот интеллектуальная сегрегация на государственном уровне, особенно если она происходит уже в начальной школе, и опасна, и неэффективна. Поскольку здесь неизбежны ошибки субъективного характера, цена которых для нации в целом может оказаться слишком высокой. Ведь многие талантливые дети могут оказаться «за бортом» только потому, что кто-то не сумел или не захотел разглядеть их одаренность. Поэтому нужно подтягивать массовое образование до необходимого уровня, а не запрещать элитарное.

Какой вариант представляется оптимальным для Казахстана? Здесь нужно сказать, что наша система образования все еще базируется на запросах ушедшего в прошлое индустриального общества и соответственно на компетентностном, а не личностно-ориентированном подходе, который должен быть в условиях современного информационного общества. Например, дается слишком много справочного материала, хотя сегодня любой школьник в два клика может найти его в Интернете. Подобная ситуация отражается на показателях наших учащихся в международном рейтинге PISA последних лет.

Для начала нужно увеличить финансирование системы образования до уровня 10-15 процентов от ВВП. Кроме того, необходимо, во-первых, оставить в школьной программе только фундаментальные дисциплины, изучающие объективные законы природы, общества и мышления; во-вторых, усилить в методологии образования оперативный компонент познания (инструменты научного критического и креативного мышления) за счет сокращения информативного (справочного) компонента; в-третьих, начиная хотя бы со старшей школы, соединить образовательный процесс с научными исследованиями.

 
Источник - qmonitor.kz

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Статьи

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01