Интервью Радика Темиргалиева для «Перекресток «ЛГ»
«Перекресток «ЛГ». Радик Темиргалиев: «…дед не любил вспоминать о войне…»
«Перекресток «ЛГ». Радик Темиргалиев: «…дед не любил вспоминать о войне…»
В 1998 году окончил юридический факультет КарГУ имени Е. Букетова. После окончания университета занимался творческой деятельностью. Автор более 70 научно-популярных и публицистических статей.
– Дайте угадаю! В школе Вы учились на «отлично», и Вашим любимым предметом была «История Казахстана». Правильно?
– В школе отличником не был – мне плохо давались алгебра, геометрия, химия, физика. История Казахстана тоже не относилась к числу любимых предметов. А в советское время в школьной программе такого предмета вообще не было, лишь предусматривалось несколько часов в рамках истории СССР. Как правило, ими наверстывали отставание по основной программе. В старших классах, когда такой предмет уже появился, учебники мне были малоинтересны. Я в то время уже читал пятитомную историю Казахской ССР, труды Валиханова, Бекмаханова, Султанова и других историков.
– Чему нас учит история? Почему многие говорят о важности ее изучения?
– Зачем человеку нужен опыт? Чтобы опираться на него в принятии решений, в совершаемых действиях. С самого детства мы же все учимся на собственных и чужих ошибках и успехах, стараясь избежать каких-то ситуаций либо, наоборот, пытаясь воспроизвести их.
Получая знания в какой-то сфере или осваивая умения, мы тоже, как правило, имеем дело с опытом многих поколений, то есть с человеческой историей в определенной области. Так, врач изучает историю возникновения и распространения различных болезней, лекарственных препаратов, методов лечения; следователь – криминальную историю, преступления и преступников. Как правило, уровень профессионализма человека напрямую бывает связан с тем, насколько хорошо он знает историю своего дела.
Конечно, в эпоху глобализации, рыночной экономики для нас огромное значение приобретает опыт развитых государств, давно испытавших на себе многие явления, процессы, с которыми мы сталкиваемся впервые. Изучением этого опыта, то есть чужой истории, занимаются эксперты в различных областях при подготовке аналитических документов, стратегических программ развития государства.
Но про опыт своих предков тоже забывать нельзя. Наши предшественники на этой земле путем проб и ошибок совершили много больших и малых открытий.
– Ваши труды в последние годы входят в число самых востребованных читателями отечественных книг по данным сети «Меломан». В чем заключается успех Ваших книг? Что нового Вы рассказываете читателю?
– Как и многие авторы, я писал книги, которые хотел бы прочесть сам. Не сказал бы, что полностью остался удовлетворен результатом, но, на мое счастье, в стране нашлось несколько тысяч человек, которым понравилось мое творчество. Что касается новизны, то надеюсь, что ее в книгах достаточно в плане идей, информации, форме подачи материала.
– Сейчас Вы увлекаетесь прочтением современной китайской литературы. Почему именно ей?
– Я бы не сказал, что сильно увлекаюсь, но в последнее время действительно прочитал несколько книг Юн Чжан, Юй Хуа, Мо Яня. Во-первых, это борьба с собственным евроцентризмом. Есть такой перекос в сознании, отрицать не буду. В принципе, это характерно для абсолютно подавляющего большинства наших соотечественников. Даже люди, которые на словах костерят «загнивающий» Запад, учат английский язык, читают западные книги, смотрят американские фильмы и слушают музыку. Престижным считается учиться на Западе, отдыхать в Европе, у всех на устах западные бренды. Можно перечислять бесконечно признаки всепроникающего евроцентризма. Это естественное следствие успеха западной цивилизации.
Единственным достойным противовесом «белому миру» фактически выступает бурно развивающийся Китай, подхвативший азиатское знамя, выпавшее из рук ослабевшей Японии. Так же как в области технологий и материального производства выросшая китайская конкурентоспособность отражается и в культуре. Прочитанные книги, на мой взгляд, ничем не уступают западным бестселлерам.
Вторая причина – желание увидеть Китай глазами самих китайцев. В представлениях, господствующих в нашем обществе, неважно, в позитивном или негативном ключе, Китай всегда выглядит чересчур идеалистично: государство, разрабатывающее планы на сотни лет вперед, люди-киборги, денно и нощно трудящиеся во славу великой Поднебесной империи.
Упомянутые авторы в своих произведениях показывают обычных людей, живущих в переходное время, с точно такими же хлопотами и бедами, как у нас, довольно критично оценивая многие процессы, протекающие в Китае, и за это считаются немножко диссидентами на родине.
– Есть ли будущее у книжной отрасли Казахстана? Есть у нас авторы, произведения которых заставляют задуматься?
– Мне кажется, потенциал имеется. Конечно, зарубежные издательства по-прежнему господствуют на полках в наших книжных магазинах, но, по крайней мере, это господство уже не является тотальным. Еще 7-8 лет назад многие магазины даже на реализацию не желали брать казахстанские книги, а тираж в 2 тысячи экземпляров казался фантастическим. Сейчас отдельные казахстанские книги пользуются хорошим спросом. Многие популярные журналисты, блогеры, общественные деятели, публикующиеся в Интернете, могли бы, на мой взгляд, стать авторами новых популярных книг.
Но проблема в том, что наши издательства не слишком охотно идут на контакт с местными авторами. В большинстве своем людям приходится издавать книги либо за свой счет, либо за счет спонсоров. В данное время у нас с коллегами из научно-образовательного фонда «Аспандау» есть задумка активизировать издательскую деятельность за счет издания книг казахстанских авторов. Так что постараюсь внести свой вклад в появление на свет новых произведений современной казахстанской литературы.
– У Вас до сих пор отсутствует ученая степень. Когда заполните этот пробел? Кстати, что она дает?
– Научной степени у меня действительно нет, и, откровенно говоря, бывает, что это осложняет жизнь. Иногда где-то я не соответствую установленным квалификационным требованиям, например, в качестве руководителя научного проекта. Есть еще люди, которые строчат кляузы по этому поводу в вышестоящие инстанции, хотя я никогда не скрывал данного факта. Без степени магистра сейчас даже невозможно преподавать в вузе, хотя я бы был не прочь, к примеру, читать спецкурс по Казахскому ханству.
Я как-то пробовал поступать в магистратуру, но завалил английский язык. В прошлом году меня уговаривал защищаться в России один известный историк, готовый стать научным руководителем. Но это требует времени, которым в данное время я не располагаю.
Если исключить практические соображения, то большого смысла в получении степени я не вижу. Не хочу обидеть никого из своих коллег, действительно заслуживших все имеющиеся регалии, но наличие научной степени сейчас ничего не говорит об уровне ученого. В стране огромное количество докторов и кандидатов наук, которые не написали ни одной стоящей статьи, не говоря уже о монографиях, и только молятся о том, чтобы их диссертации кто-то вдруг не вздумал проверить на предмет плагиата.
Мои работы востребованы читателями, цитируются авторитетными учеными. Этого признания мне достаточно.
– Вы написали по большому счету сенсационную книгу «Ак Орда. История казахского ханства». Согласно вашей теории, основателями Казахского ханства являются не Джанибек и Керей, как нас учили в школе, а их дед Орыс-хан. О чем еще лгут школьные учебники?
– «Лгут» – неправильное слово. Разница в подходах. Не буду вдаваться в детали в рамках интервью и обрисую суть упрощенно. Сторонники господствующей точки зрения связывают образование Казахского ханства с началом применения термина «казах» в источниках в отношении населения Казахстана. Я предлагаю рассматривать историю с точки зрения самих Керея и Жанибека, которые резонно полагали, что лишь вернули себе свое законное наследие и продолжили дело предков.
– Вы выступаете за отмену заочной формы получения высшего образования. Почему?
– Я не столько за отмену заочного образования, сколько за отмену многочисленных квалификационных требований в различных ведомствах, которые вынуждают людей правдами-неправдами получать это самое заочное высшее образование. Как-то в новостях проходила информация, что сейчас даже проводники в поездах должны иметь диплом о высшем образовании. Какой в этом смысл?
– Кстати, многие богатейшие люди планеты вообще его не получили. Что же им помогло добиться несметных богатств?
Так ли важна роль образования в жизни человека?
– Я не знаю, что им помогло добиться несметных богатств. Если бы знал, то, наверное, играл бы сейчас с ними в гольф.
Образование, конечно, важно. Имея за плечами хорошую школу, хороший университет, ты получаешь намного больше шансов в жизни успешно реализовать себя. Конечно, всегда бывают исключения, иногда даже очень эффектные, но если взять основную массу успешных политиков, бизнесменов, ученых, то все они получили в свое время весьма качественное образование.
– Согласились бы стать акимом? Не боитесь такой ответственности?
– Нет. Дело не в ответственности. Дело в наклонностях. Мне по душе исследовательская работа. Организационная работа мне нравится существенно меньше.
– Все же представим, что Вы стали акимом. В какой сфере Вы бы первым делом стали наводить порядок?
– Приоритетом любого главы региона всегда будут вопросы экономики. Чтобы вкладывать средства в социальную сферу, коммунальное хозяйство, образование, культуру, науку, благоустройство, озеленение, правопорядок и т.д., их надо сначала откуда-то получить в виде налогов. Чтобы увеличить количество налогоплательщиков и сумму поступающих налогов, надо создавать условия для бизнесменов, привлекать инвестиции, то есть делать то, чем и так с разной степенью эффективности занимаются все акимы. Это банально, скучно, но реальной альтернативы этому приоритету быть не может. Экономика – это фундамент.
– Выиграй Вы Нобелевскую премию, на что потратили бы миллион долларов?
– Финансировал бы исследование и перевод ряда интересующих меня средневековых восточных источников, не введенных в научный оборот.
– Что интересного ждать от Вас в ближайшем будущем?
– Недавно написал большую научную статью о Джучи-хане. В процессе исследования сумел установить некоторые важные факты, существенно меняющие, на мой взгляд, устоявшиеся представления об этой исторической фигуре. Должна вскоре выйти в одном из научных журналов тиражом в 500 экземпляров и отсутствующим в свободном доступе. Единственный плюс в том, что статья будет засчитана в качестве публикации в научной деятельности. Но я ее обязательно выложу в интернет или предложу какому-нибудь популярному ресурсу, чтобы она была доступна читателям.
В целом проблема публикаций – одна из бед научного мира. Чтобы статья была опубликована в авторитетном научном журнале, авторы могут ждать годами. А в итоге ее прочитает несколько десятков человек.
– Сейчас страна празднует День Победы. Как его отмечают в Вашей семье?
– 9 мая обычно стараюсь проводить в кругу семьи. С утра все вместе сходим к расположенному неподалеку от нашего дома памятнику Бауыржану Момыш-улы. Положим гвоздики в память о тех, кто не вернулся с полей сражений.
Дома жена испечет шельпеки – поминальные лепешки. Семейных рассказов у нас почти нет. Отец говорит, что дед не любил вспоминать о войне, не посещал официальных мероприятий, военные фильмы и вовсе ненавидел. Такое отношение к теме войны было характерно для многих ветеранов в то время. О том, как война ломает душу человека, стали больше говорить со второй половины XX века, когда появились такие выражения, как «вьетнамский синдром», «афганский синдром». А ведь по существу это были отголоски локальных конфликтов: во Вьетнаме американцы потеряли около 60 тысяч человек, в Афганистане СССР – чуть меньше 15 тысяч. Каково же пришлось прошедшим через ад, где погибли десятки миллионов?!
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех наших ветеранов с очередной годовщиной их Великой Победы! Желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни! Вы были героями и остаетесь героями! Всем казахстанцам желаю мирного неба! Чтобы ни нам, ни нашим потомкам не довелось познать горе войны!
«Перекресток» подготовили:
Вадим БЕГУН
Айя КАЛЯГИНА
Любовь ПИСТОВНИКОВА
Рашида МУХАМЕТКАЛИВА
Самат КАРИМОВ
Татьяна КОНДРАТОВИЧ
Фото из архива героя
Опубликовано: 20.05.2016
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01