Что нужно нашему образованию.
С недавних пор являюсь карагандинским представителем Научно-Образовательного фонда «Аспандау».
С недавних пор являюсь карагандинским представителем Научно-Образовательного фонда «Аспандау». Приоритеты деятельности данной организации видны уже из названия, и фондом поддерживаются различные исследования, издаются книги отечественных и зарубежных авторов. Но главной целью является реформирование отечественной системы образования.
В проекте «Политики развития образования Республики Казахстан «Информационное общество-2030», подготовленном Научно-Образовательным фондом «Аспандау», подчеркивается, что главной задачей государства на сегодняшний день является повышение интеллектуального потенциала страны. На первый взгляд такой лозунг выглядит довольно банально. Ну, казалось бы, кто же будет выступать против того, чтобы наши дети развивались умственно и духовно. Учитывая же колоссальные объемы нагрузки в наших школах, и вовсе можно сказать, что государство не только осознает всю важность этой задачи, но и прилагает все усилия для того, чтобы наше население было вполне конкурентоспособно по этой части в ближайшем будущем.
Однако в том и загвоздка, что методы государственных органов, привычно отчитывающихся по количественным показателям, вызывают серьезное сомнение в возможности достижения необходимого всем нам результата. Наша система среднего образования полностью подчинена ЕНТ, по результатам которого оценивается и уровень учащихся, и компетентность учителей, и работа управленцев от образования. Даже если бы сейчас удалось полностью исключить немалую коррупционную составляющую всей этой системы, ее порочность никуда бы не исчезла. Потому как даже в лучшем случае шансы при ней будут иметь лишь люди, обладающие очень хорошей памятью и упорством, то есть, говоря по-простому, зубрилы. Но ведь важно не набивать человека знаниями, которые будут забываться сразу же за порогом экзаменационной аудитории, важно научить человека мыслить самостоятельно. Только тогда можно будет ожидать появления отечественных ньютонов и эйнштейнов.
По этой причине НОФ «Аспандау» и был разработан вышеупомянутый проект, с которым каждый желающий может ознакомиться на сайте фонда. Я же вкратце скажу, что главными методами решения проблем нашего образования авторы проекта называют привлечение к разработке методик, программ, учебников и т п., сильных и талантливых ученых и повышение уровня преподавательского состава. Кадры действительно решают все, и с дедушкой Лениным не поспоришь. До тех пор пока статус учителя будет находиться на нынешнем уровне и пока преподавательский корпус будет формироваться путем отрицательного отбора, говорить о каких-то благоприятных перспективах Казахстана в будущем просто бессмысленно. Ведь и наша экономика, и оборона, и медицина, и правопорядок начинаются в стенах обычной средней школы. Это понимают все здравомыслящие люди, и надо во что бы то ни стало добиться понимания и от нашего государственного аппарата.
Что ж, буду работать и стараться внести свою скромную лепту в это дело. Есть и кое-какие собственные идеи. Давно мечтаю о том, чтобы в наших школах в обязательном порядке ввели такой предмет как «Шахматы».
Это, мне кажется, вполне согласуется с идеологией предлагаемых реформ от фонда «Аспандау». Ведь в течение последних десятилетий в ходе многочисленных научных исследований было неоднократно подтверждено давно известное мнение о благотворном воздействии шахмат. Шахматы учат рассматривать различные варианты, оценивать ситуацию, учитывать объективные и субъективные обстоятельства, просчитывать на несколько шагов вперед вероятное развитие событий, короче говоря, они учат думать. Не случайно, что во многих развитых странах изучение шахмат уже введено в школьную программу. Правда, в основном шахматы изучаются в качестве факультатива по решению самой школы. Тем не менее, количество таких школ в Израиле, США, Германии растет, ведь, как показывает опыт, у школьников, занимающихся шахматами, серьезно вырастает успеваемость по другим предметам. И что очень важно, растет эта успеваемость не причине упорной зубрежки, а именно из-за того, что дети начинают логически мыслить.
Кстати с 1 сентября этого года на решительный шаг пошла Армения. Теперь школьники этой страны наряду с теоремой Пифагора и историей древнего государства Урарту будут в обязательном порядке изучать также «Королевский гамбит» и «Сицилианскую защиту». Значение этого шага трудно переоценить. Руководство Армении продемонстрировало свою способность мыслить по-шахматному на несколько шагов вперед, и нет сомнений, что уже через 10-15 лет в самых различных областях будут пожаты первые плоды этого начинания.
Противники введения «Шахмат» в качестве школьного предмета обычно ссылаются на загруженность детей и отсутствие необходимого числа преподавателей по данной дисциплине. Однако эти вопросы очень легко решаемы. Ведь одной из причин загруженности детей является появление в последние годы в программе обучения маловажных предметов типа «Краеведения», «Самопознания», «Валеологии» и т. п.
Некоторые из них преподаются с начальных классов, когда ребенок еще не умеет в должной степени концентрировать свое внимание и пребывает по этому поводу в постоянной стрессовой обстановке. В это время «Шахматы», напротив, будут выполнять разгрузочную роль, а дети будут развиваться через игру. Из этого вытекает ответ и на вопрос о преподавательских кадрах. Главной целью «Шахмат» как школьного предмета ведь является не воспитание чемпионов мира, и для преподавания данной дисциплины вполне сгодятся педагоги других дисциплин, играющие на уровне второго или третьего юношеского разряда. Среди «рожденных в СССР» таких еще очень много, а при необходимости подготовить учителя такого уровня можно будет за пару-тройку месяцев. От них будет требоваться лишь объяснение азов и исполнение судейских функций. Теоретическая часть не так уж важна, хотя там, где имеются соответствующие возможности, можно будет поставить дело на более серьезный уровень.
Что же касается материальной стороны вопроса, то фактически школам необходимо будет потратиться на приобретение стоящих нынче сущие копейки наборов шахмат и часов. (Я как родитель даже не буду возражать, если эту обязанность возложат на меня.) Эти затраты не идут ни в какое сравнение с отдачей, которую мы получим. Поскольку появление в школьной программе такого предмета как «Шахматы» будет одной из важнейших мер, способных помочь подготовить грядущие поколения к реалиям информационного общества.
Радик Темиргалиев
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01