Вопросы расширения полномочий парламента в рамках конституционной реформы
И Центр политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан»
Предложили экспертам поделиться оценкой, мнениями и рекомендациями относительно проекта поправок в Конституцию Республики Казахстан.
По мнению экспертов, несмотря на то, что накопилось достаточно неиспользуемых, устаревших норм и необходимости в этой связи изменений основного закона, было высказано мнение о том, что Конституции не хватает стабильности, необходимой для ее авторитета и уважительного к ней отношения. Было сказано, что в большей степени, нежели конституционная реформа, стране необходимы другие реформы – в избирательной системе, в политической системе. Было отмечено, что, учитывая предстоящий транзит и назревшую необходимость качественных институциональных перемен, предложенный проект поправок не отвечает в полной мере ожиданиям экспертного сообщества и, возможно, населения в целом.
Эксперты сошлись во мнениях, что в существующем виде проект поправок не выдерживает критики, поскольку не содержит сравнительной таблицы изменений, не сопровождается сопутствующим законопроектом об изменениях в существующее законодательство, а также не содержит никаких объяснений по обоснованности предложенных поправок.
Также эксперты выразили сомнение в эффективности сбора откликов новым способом – не через портал «Открытые НПА», где возможно получить ответ на комментарий от госоргана-разработчика, а путем отправки рекомендаций на электронный адрес Администрации президента, который не гарантирует обратной связи. Были поставлены вопросы о реальном учете всего массива предложений и рекомендации, которые невозможно отследить при закрытом сборе.
Общей рекомендацией стало предложение значительно доработать законопроект, а также обеспечить открытость процесса сбора и обобщений предложений по проекту поправок.
Мне понравились оба доклада, только у Андрея Чеботарева мне не совсем понятна позиция по Сенату. Если будет мажоритарная система, то надо ли оставлять Сенат? Это частности. А главный вопрос, общий момент не только в докладах, но и в целом в обсуждении – понятие суперпрезидентской республики. Оно ведь не относится к форме правления. Я согласен, что это термин больше политологический, а не юридический, не связанный с Конституцией.
Республика это вообще – форма правления. Она связана не столько с политическим режимом, сколько с источниками власти. Один человек – монархия, несколько человек – олигархия или все в целом – республика. И здесь неважно уже, суперпрезидентская она, смешанная или нет. Важны источники власти.
И раз суперпрезидентская республика, против которой мы тут высказывались, относится к политическому режиму, а не к форме правления по Конституции, то, получается, в основе тоталитаризма или авторитаризма лежит тоталитаризм или авторитаризм гражданского общества, нас с вами. Мы видели, что и при республике может быть тоталитаризм, и при монархии – демократический режим. Здесь все зависит от сложившихся стереотипов политического поведения того или иного населения.
В этой связи интересно вспомнить – в 1997 году я был свидетелем того, как назначение на пост городского предприятия, не буду приводить его название, происходило по согласованию с президентом республики. А 1997 год это не 2007-й и не 2017-й. Уже в то время, когда жили при более демократическом режиме, мы все равно бегали, согласовывали с президентом (назначения на) очень важные предприятия. Это большая проблема, которую я даже не задеваю.
Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть, какие есть юридические механизмы для предотвращения такого поведения нашего гражданского общества. а механизмы одни – юридические нормы. К сожалению, даже при их наличии мы можем не избежать авторитарного или тоталитарного режима. Тем не менее, бороться надо. При всех тех деталях, которые сегодня были описаны, не было главного – четкого ответа на вопрос, останется ли президент главой исполнительной власти? Естественно, он останется. А если он - глава исполнительной власти и он же – арбитр между ветвями власти, то мы тогда ведем разговор о ветвях единой верховной власти президента. Я не говорю, хорошо это или плохо, я говорю о том, что коренных изменений в главном вопросе не будет.
Потому что, если говорить о демократизации, нужно говорить о разделении властей, а не ветвей власти. Петр Своик очень правильно отметил важность источников генерации власти. Власти должны идти отдельно друг от друга, а не быть ветвями.
И еще. Если сегодня избирательная система, партийная система не входят в нормы Конституции, то для начала это надо сделать. Избирательная система это тоже отдельная власть, которая важна для государственного, общественного устройства.
Хотел бы отметить, что президент у нас не является главой исполнительной власти. Поэтому сильная суперпрезидентская власть – это там, где президент одновременно является главой исполнительной власти. Это в тех же США. В нашей системе президент находится как бы вне трех ветвей власти.
Я знаю, что юристы давно спорят об этом, читал даже диссертации казахстанских юристов, но давно уже обоснована эта роль, о которой мы сейчас говорим – арбитр. В Конституции Франции тоже это есть, что президент осуществляет арбитраж за взаимодействием ветвей власти.
Так президент Казахстана – не глава исполнительной власти?
Нет, не глава.
Кабдулсамих АЙТХОЖИН, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, доктор юридических наук:
Давайте я поясню. В Конституции в статье 40, пункт 1 сказано: «Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях».
Поэтому правительство получает отдельный конституционный статус. В Конституции это статья 64, пункт 1: «Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью».
Но ведь это формально. По Конституции президент не глава исполнительной власти, а что по передаваемым полномочиям?
Кабдулсамих АЙТХОЖИН,завкафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева:
У президента есть полномочия исполнительной власти, которые он передает правительству в ходе будущей конституционной реформы, в частности, в социально-экономической сфере, вы же прекрасно знаете.
Может ли не глава исполнительной власти какую-то часть от себя исполнительных функций передавать?
Кабдулсамих АЙТХОЖИН, завкафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева:
В ходе реформы будут переданы.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01