Наши книги

Аспандау рекомендует

Аналитическая группа КИПР «Синий кит» в игре против детей, сетей и общества» 28.02.17г.

Специалисты заявили, что социальные сети могут оказывать свое влияние

Специалисты заявили, что социальные сети могут оказывать свое влияние как часть окружающего мира, но прямой связи между влиянием «групп смерти» и завершенными суицидами нет. Гораздо большее значение имеют более глубокие личностные причины, связанные с развитием ребенка и взрослого человека, поисками смыслов и ценностей, его отношениями с внешним миром. Это также проблемы среды. Это социально-экономические факторы, такие как недоступность развивающей инфраструктуры – спортивной, творческой, досуговой, психологической помощи и т.д.

Эксперты считают, что обществу необходимо больше внимания уделять собственному качественному развитию, вопросам самоорганизации для решения проблем на местном уровне. А государству необходимо принять, что в информационную эпоху политика запретов не дает нужного эффекта, что социальные сети – это не только угроза, но и эффективный ресурс, который можно и нужно использовать для достижения общественно важных интересов, в том числе и борьбе с деструктивными играми и явлениями.


Канат НУРОВ, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: 

Согласен с Ириной Владимировной Смирновой, которая передала, что очень важна воспитательная функция образования в этом вопросе. Каким образом связаны все эти моменты, я сейчас попытаюсь объяснить.

Чем, на мой взгляд, опасны самоубийства: мы не только теряем людей, которые решили уйти из жизни. В целом, некая часть убийств проистекает из состояний, в которых человек находился на грани самоубийства. Человеку легче убить другого, чем себя, виновника депрессивного состояния, потому что инстинкт самосохранения все равно работает. И здесь необходимо понимать, что это более широкая проблема – и юридическая, и уголовная. Моя мысль в том, что биология противостоит психотическим состояниям, и в итоге человек из-за этих состояний может представлять опасность не только для себя, но и для других, и для общества в целом.

Но откуда возникают эти психозы? Вот в чем вопрос. Понятно, что депрессия, а от чего она появилась? От того, что личность человека испытывает давление внешнего мира. Своевременно не решается проблема своего личностного развития, то есть перед человеком стоит задача адаптироваться к внешней среде, а он эту задачу не выполняет, уходит в себя и отсюда все проблемы. Это возникает, потому что эго человека, непомерно раздутое, оказывается ущемленным. Какими бы разными ни были все причины и виды этих состояний, в основе лежит ущемление эго. Человек обижается на этот жестокий мир: в этом отношении, я считаю, большая проблема состоит в том, что у нас нет психологической грамотности, нет никакой программы психологической грамотности.

Мне кажется, нужна психологическая грамотность, расписывание для учителей и детей, что депрессия возникает из-за того, что люди не хотят личностно развиваться, даже не осознают момент личностной проблемы, необходимость решения задачи по адаптации к внешнему миру. Вот этого у нас нет, более того, вы говорили, что защитные механизмы не работают. Человеку вшиты в психику защитные механизмы, но в конечном итоге и эти защитные механизмы тоже еще больше усугубляют проблемы, потому что, если человек не понимает на уровне сознания своих проблем, но они все равно вылезают, причем более неадекватным способом. 

Я считаю, нужна психологическая грамотность в отношения описания механизма возникновения суицидальных намерений, и в отношении всех средств психологической защиты, которые у человека существуют от природы. Но надо объяснять не только их полезность, но и опасности. Мы все твердим: «любить надо себя». Кругом столько тренингов: «любите себя», «любовь к себе прежде всего». Поверьте мне, человек рождается с любовью к себе, и все проблемы у него от излишнего себялюбия, и обиды все его, и депрессия – все оттуда. А мы дружно внушаем эгоцентризм на самом высоком уровне, на образовательном уровне, и я считаю, что мы навязываем людям неправильные ценности, субъективные, тогда как надо осваивать объективные ценности, направленные не на себя дорогого, а на внешний мир, на любовь к другому. Ведь мы не называем любовь к себе любовью, мы любовью называем любовь к другому, необязательно к человеку, делу, например, роли, и многим другим позициям.

В этом смысле воспитательная функция образования – это не просто морализаторство. Здесь нужно четко понимать, какой идеологической системы мы придерживаемся, какой светской морали, какой идеологии. Ведь если атеизм ушел, то нельзя внедрять только религиозные и псевдорелигиозные ценности, потому что они тоже приводят порой к нежелательным отклонениям в развитии.

Моя мысль очень простая: общечеловеческие ценности лежат в основе морали, и их надо излагать научным способом, а не на уровне религии. Если говорить в частности, то мать Тереза и другие люди, которые делали/делают что-то полезное для других людей, не испытывают депрессии, не просят, чтобы их избавили от депрессии. Это связано с тем, что мы чуть-чуть уклонились от задач по возрождению воспитательной функции в образовании и от программ психологической грамотности.


Ирина ВОЛКОВА, вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов, врач, психолог, сексолог: 

Я не согласна с «мы», давайте придерживаться «я-высказываний», то есть «я говорю и я не говорю это». Во-вторых, отсутствие депрессии у матери Терезы – это очень спорный вопрос. У меня сегодня на приеме был человек, который занимает высокий пост, делает массу благих поступков, хороший семьянин, отличный отец, прекрасный родственник – и глубокая депрессия на уровне стресса. Все живые люди испытывают чувства – это факт неоспоримый, это даже не комментируется.


Канат НУРОВ: 

Про мать Терезу – это аллегорическое выражение, вы же понимаете. У меня вопрос к Ирине как к авторитетному психологу: есть какие-либо другие причины у физиологически здорового человека для возникновения депрессивных состояний, кроме ущемления его эго?


Ирина ВОЛКОВА:

Вы знаете, это такой глубокий философско-медико-био-физиологически-психологический вопрос, что, по-моему, в данный момент отвлекать на него людей будет неуместно.


Канат НУРОВ:

Это очень предметный вопрос. Я утверждаю, что именно в этом состоит механизм. Поэтому, прошу Вас, давайте обратим внимание, и потом будем двигаться дальше.


Сурия КДРАЛИНА, квантовый психолог: 

Я веду частную практику, провожу тренинги и не соглашусь с тем, что мы воспитываем эгоцентризм. У нас настолько низкая самооценка у многих взрослых, детей и подростков, что нам надо действительно научиться каждому не только любить себя, но и уважать. Когда ребенок или взрослый человек себя уважает, он сможет полюбить и уважать другого человека.

Лучше пусть у ребенка будет высокая самооценка, чем низкая, потому что, начиная со школы, социум настолько понижает его самооценку, что наступают депрессия, апатия, когда уже нужно обращаться к психологам.


Канат НУРОВ, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: 

Хотел бы ответить профессиональному психологу насчет заниженной самооценки. Я как раз и говорил, что заниженная самооценка происходит от ущемления эго. И один из видов её - самоуничижение, может самый опасный вид гордыни. С эгоизмом я точно бороться не призываю, потому что это утопическая идея, это понятно. Я говорю о том, что помимо существующих эгоцентрических естественных механизмов есть объективная система ценностей, необходимо развивать смыслы для людей.

Тут говорили о разнице психического и психологического здоровья, и я вспомнил различие между психогенным неврозом и ноогенным. Ноогенный невроз – это когда у психически здорового человека нет смысла в жизни. Отсутствие смыслов – это и есть ноогенный невроз, и здесь человеку очень трудно будет помочь физиологически, медицински, кроме как создать для него новые смыслы, основанные на ценностях. Ценности – это смыслообразующие, объективные основания для переживаний, мышления, деятельности человека. Об этом надо говорить. Сегодня мы все говорим о ценностях, но никто понятия не имеет, что такое ценности.

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Статьи

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01