14/03/2019
«О совершенствовании
механизма выделения государственного образовательного заказа в организациях
высшего и послевузовского образования»
Насколько сегодня
квотирование госгрантов на вузы учитывает потребности экономики по отраслям и
областям республики, если их прогноз весьма туманен в рыночной быстроменяющейся
среде, да и сами абитуриенты как живые люди имеют свои собственные цели?
Действительно ли
целевое выделение образовательных грантов для региональных вузов позволит
эффективно выстраивать социально-экономическую траекторию успешного развития
конкретного региона? Конечно, было бы здорово каждому местному абитуриенту
обучаться на месте своего проживания и вносить достойный вклад в развитие
родного края, тем более, что увеличилось число многодетных семей, семейный
бюджет большинства которых не имеет возможностей обучать своих детей за
пределами родного края. Уже сегодня местные исполнительные органы могут
выделять «точечные» гранты с учетом местных потребностей при размещении
госзаказа в региональных вузах.
Но будут ли
запросы работодателей региона на подготовку специалистов поступать в
региональные вузы, если обязать обеспечивать такие запросы реальными вакансиями
на рабочие места? А если этого не гарантировать, то эти запросы представляют
собой обычный информационный шум. Поэтому привлекательней для молодежи села
было бы, конечно, размещать гранты в лучших университетах Казахстана при
условии обязательной отработки выпускников в регионе проживания. При этом
нельзя взыскивать с трудоустроенных не по специальности выпускников, как и с
нетрудоустроенных, долги по госгрантам, если тот, кто запрашивал их, не
предложил им реально рабочее место по специальности.
Но зато часто
бывает так, что абитуриенты по квоте с низкими баллами из села редко изъявляют
желание учиться в региональных ВУЗах, для них главное стать обладателями
образовательного гранта, в то время как абитуриенты с высоким баллом ЕНТ и КТА,
не пройдя по конкурсу на грант, поступают в региональные вузы на платной
основе. Встречаются случаи также, когда выпускаемые вузами кадры, в которых
испытывает тот или иной регион острый дефицит, не желают предлагаемого
трудоустройства. Одним словом, свободная воля самого выпускника старшей средней
школы или профессионального колледжа мало как учитывается.
Всё это приводит
к снижению показателей занятости молодежи с высшим образованием, которая на
сегодня является критерием оценки образовательной деятельности вуза, что
совершенно неправомерно, если исходить из академической направленности высшего
образования. ВУЗы должны удовлетворять потребности научно-педагогической
деятельности, а не практической. Для удовлетворения практических нужд экономики
должно функционировать среднее специальное обучение, а также иное
профессиональное и техническое образование, которому как раз уделяют внимание
намного меньшее, чем высшему.
Рынки труда и
науки это два большие разницы. Науке нужны академические степени и
исследовательские навыки, а труду – профессиональные квалификации и
практические навыки. Они связаны, но это не одно то же.
При этом
предполагается, что государственный образовательный заказ на подготовку
специалистов с высшим и прочим «постдипломным» научно-педагогическим
образованием по профилю формируется с учетом прогнозной отраслевой и
региональной потребности экономики и приоритетов индустриально-инновационного
развития страны посредством «подушевого финансирования» вузов, где поступающий
самостоятельно выбирает вуз, т.е. «грант следует за обучающимся».
Но данный принцип
в реальности не работает. Госгрант присуждается абитуриенту на конкурсной
основе, но он не выбирает себе ВУЗ по своему жизненному, профессиональному и
иному призванию, поскольку все гранты распределяются не через персональные
ваучеры, а по не вполне прозрачным (по причине возможного «конфликта интересов»
у чиновников МОН) разнарядкам прямо на ВУЗы, что не стимулирует, а препятствует
конкуренции среди них по образовательным программам.
Ознакомиться с полным документом тезисов и презинтацией с выступления Нурова Каната Ильича на Круглом столе Парламента РК можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/9zkw/2eb49DsDm
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01