Школьникам нужна прикладная экономика
Член Правления НОФ "Аспандау" Мухтар ИДРИСОВ об экономике в школьной программе
Предмет «Экономика» введен в реестр обязательных предметов для изучения в школе в 2012 году в составе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание». На экономику отводится всего 35 часов в 10‑м или 11‑м классе в течение одного полугодия.
Шесть лет - срок небольшой, но достаточный, чтобы судить об эффективности преподавания экономики в школе. Наш вердикт на сегодняшний день неутешительный: излишний академизм, отрыв от реальности и игнорирование практической стороны применения полученных знаний. Эти недостатки пронизывают всю систему - от федерального государственного образовательного стандарта до учебников и рабочих учебных программ.
Задает тон ФГОС, который устанавливает, что школьники, изучившие предмет «Экономика», должны обладать «системой знаний об экономической сфере в жизни общества», «экономическим мышлением», «способностью к личностному самоопределению и личностной самореализации в экономической деятельности», понимать «сущность экономических институтов» и прочее в том же духе.
В заданном ФГОС фарватере написаны практически все школьные учебные пособия по предмету «Экономика». Знакомясь с содержанием большинства учебников, мы обнаружим там разделы следующего содержания: «Производственные возможности экономики», «Структура экономики», «Экономические системы», «Экономика переходного периода», «Рыночная экономика», «Условия возникновения, функции и виды рынков» и т. д. и т. п.
Разработчики федерального стандарта по предмету «Экономика» забыли о главном принципе, на котором базируется экономическая наука, - ограниченность ресурсов. Как можно за выделенные учебной программой 35 часов дать школьнику такой всеобъемлющий набор знаний и умений? Наш многолетний преподавательский опыт говорит о том, что это невозможно.
Экономическая теория учит нас, что в условиях ограниченности ресурсов мы должны использовать их для решения первостепенных задач. Нужно с максимальной пользой использовать те 35 часов, которые даются школьникам для изучения предмета. Из этого вытекает, как нам кажется, необходимость изучения в школе в первую очередь прикладных аспектов экономики. Позволим себе сравнение со знаниями в области медицины. Учеников ведь знакомят с правилами оказания первой помощи, не пускаясь в долгие объяснения о медицине как науке. Так давайте учить и прикладной экономике, не углубляясь в экономическую теорию!
В младших классах учащемуся в первую очередь нужно уметь распределять свой бюджет - карманные деньги, средства на проезд, на питание - и понимать, что эти ресурсы конечны, имеют пределы. И если ты хочешь, например, потратить все месячные деньги на гаджет, развлечения, новую вещь, то будь готов добираться до школы пешком и обходить стороной школьную столовую. Это надо объяснять младшим школьникам.
Ребятам постарше стоит рассказывать практические вещи посложнее. Про бюджет семьи, его слагаемые, набор необходимых регулярных трат (налоги, коммунальные платежи, транспорт, связь, питание, одежда, досуг).
Школьникам 10‑11‑х классов полезно объяснять вещи, которыми их начнет соблазнять жизнь сразу после совершеннолетия: кредиты, микрозаймы, приглашения быстренько выучиться на миллионера-трейдера, чтобы работать всего два-три часа в день. Научить их взвешивать экономические выгоды и риски, видеть подвох и анализировать опасности. Неправильно рассчитал процент - попал в кабалу к банку. Взял микрозайм - оказался в лапах у коллекторов. Принял наследство с долгами - сам оказался в долговой яме. И учебные задания строить так же, исходя из соображений практической пользы и основываясь на примерах их реальной жизни.
Экономические знания - это подушка безопасности. Большинство обманов и мошеннических схем в мире строится именно в расчете на экономическую безграмотность жертвы. Вступление в наследство, сдача квартиры внаем, участие в магазинной распродаже, расчет окупаемости дома, реальной ставки по кредиту, выбор банковского вклада, выплата налогов, требование налогового вычета - все это требует базовых знаний, которые может и обязана дать школа.
И тогда предмет «Прикладная экономика» станет для учащихся предельно ясным, ежедневно полезным и применимым. А грузить их терминологией, вариантами экономических учений и течений, тенденциями и прочим в школе еще не следует. Главная задача - воспитать экономическую самостоятельность, взрослость.
Что сегодня? Поставили «галочку», что да, мы изучаем основы экономики в школе и даже имеем программы для так называемых экономических классов. Мы тратим деньги на опросы экспертов, в том числе из педагогического сообщества, полемизируем на различных форумах и в СМИ, загружаем работой составителей учебников и издательства.
Но при этом, как в старом анекдоте, забываем главное: а хорошо ли это будет для конкретного человека? Для того самого, который чистой экономикой никогда в жизни заниматься не будет, не собирается идти ни в предприниматели, ни в биржевые аналитики, ни в Минэкономразвития, ни в банки, ни в иные структуры, живущие этой темой.
Предположим, ученик хочет посвятить себя другим, не менее прекрасным наукам и занятиям. И что? Мы лишаем его и огромное число ему подобных элементарной экономической грамотности! Безусловно, выпускники школ умеют гораздо больше, чем просто писать, читать и считать! Но очертить границы своей личной финансовой свободы, спрогнозировать свое персональное экономическое будущее они не могут.
Конечно, достаточно легко управлять экономически необразованными людьми. Пусть даже они умеют не только расписаться в ведомости и прочитать ценник в супермаркете, но и бегло говорят на иностранном языке, свободно цитируют Петрарку или Гегеля. Но с ними можно без церемоний. Они не видят причинно-следственных связей, хотя подвох подспудно чувствуют.
Возможно, глубокая грамотность населения вообще и финансовая в особенности может не устраивать ряд наших общественных институтов. Например, банковский сектор. Он волен сколь угодно публично и часто заявлять о своем желании видеть в каждом гражданине чуть ли не финансового гения уровня Уоррена Баффета, но на деле это не так. Такому не всучить пластиковую карточку-искусительницу с открытым кредитом, деньги под грабительский процент или «мусорную» акцию бесперспективного предприятия. Наши российские школьники находятся в этом плане в менее выгодных условиях, чем их сверстники в Западной Европе, США или Японии. Там и они, и их родители, бабушки-дедушки выросли в условиях экономических джунглей.
Экономическое же сознание родителей современных российских школьников формировалось в условиях краха советской формации, при которой максимум экономических забот конкретного человека брало на себя государство, где с началом новой полосы в истории постсоветского пространства преобладающим экономическим настроением была полнейшая и абсолютная растерянность.
Казалось бы, рекомендации подобного рода лежат на поверхности! И, возможно, кто-то из учителей-новаторов именно так и старается объяснять ребятам в классе. Прекрасно! Но единичные случаи не меняют подход к преподаванию предмета в целом. Он остается по-прежнему недостаточно привлекательным. Это, во-первых, и во-вторых, и в главных, начисто отбивает у большинства учащихся интерес к экономике, заставляет думать о ней как о занятии для высоколобых теоретиков и прочих профессионалов, которые «где-то там», во взрослой жизни, рулят предприятиями, банками, целыми отраслями и странами.
Изучение прикладной экономики в школе, на наш взгляд, целесообразно построить по проектному методу. Преимущества проектного обучения перед традиционным методом может продемонстрировать аналогия с кулинарными курсами «Как научиться готовить?». Традиционный процесс обучения выглядит следующим образом. Первую неделю обучения ученику рассказывают все о кастрюлях, вторую неделю - о сковородках, третью неделю - о плитах и т. д. до бесконечности. Подводит ли такая форма обучения к главной цели - научиться готовить? Нет! Для того чтобы научиться готовить, надо просто начать готовить!
Так же и с прикладной экономикой. Нужно ученикам давать предельно конкретные задачи из жизни в форме проектов. Например, проект-задание обзвонить несколько банков, узнать условия потребительского кредитования и выбрать лучший вариант. Или проект по заполнению квитанции коммунальных платежей собственной семьи и т. д.
Не все предметы подходят для проектного обучения. Ту же математику лучше учить традиционным способом. Но что касается прикладной экономики, то здесь попадание стопроцентное. Мировым лидером проектного обучения является наш ближайший сосед Финляндия. У них есть чему поучиться. Набирает популярность проектный метод обучения и в странах СНГ.
Что в сухом остатке? У школьников необходимо формировать инстинкт экономического самосохранения, выживания, если хотите. Особенно в условиях дикого капитализма современной России.
Понятно, что таким экономически образованным обществом надо честнее и продуманнее управлять. В таком обществе прекрасно разбираются в причинах и следствиях. И сознают, например, что любое повышение цен на моторное топливо касается абсолютно каждого, а не только автомобилистов. Что сокращение бюджетных мест в вузах и остановка других социальных лифтов - это не проблема абитуриентов и их родителей, а предвестница отсроченного коллапса во всех областях и сферах - от медицины до астрономии. Перечень можно продолжать...
Задача-максимум - воспитать в каждом школьнике министра экономики для собственной семьи, хозяина своих осознанных и ответственных экономических решений на самом базисном и главном для обычного человека уровне - на бытовом. И тогда россиянам в массе своей будут не страшны финансовые пирамиды, взлеты и падения курсов валют, к ним не придут коллекторы и налоговые инспекторы. Они будут знакомы с «правилами экономического движения» так же хорошо, как с правилами дорожного. Безусловно, кто-то будет их нарушать или пренебрегать ими, но ЗНАТЬ их тоже будут.
Неправда, что независимость человеку дают исключительно деньги. Настоящую независимость дают экономические знания. Без них невозможно ни заработать, ни сберечь, ни приумножить заработанное.
Нас эта тема настолько зацепила, что мы уже подумываем над тем, а не написать ли «Введение в прикладную экономику» для школьников.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01