Модернизация системы госуправления: что должно измениться в Казахстане по инициативе Токаева?
Эксперты высказали свои предположения
Автор: Татьяна Панченко
- Когда мы говорим о новой модели госуправления, «адекватной запросам общества» и основанной при этом на «современных технологиях», то ничего нового не имеется в виду, кроме участия гражданского общества в государственном управлении через прозрачные (честные) выборы всех трех властей при помощи открытой политической конкуренции и информационно-коммуникационных технологий,
Эффективная система госуправления базируется на плюрализме каналов коммуникации между властью и обществом, а также на системе разделения властей, где независимые суды делают систему более справедливой.
- При этом новые коммуникационные технологии и так уже оказывают давление на многие авторитарные системы, даже разрушая их - как во время «арабской весны». Мир поменялся очень сильно. Как технологически, так и ментально и демографически. Многие «миллениалы» и «поколение Z» уже мыслят более глобально и либерально. Поэтому управлять таким миром по-старому уже не получится, - предупредил эксперт.
Показательно, что коллега Досыма Сатпаева политолог Виктор Ковтуновский, отвечая на вопрос, тоже упомянул об «изобретении велосипеда».
- Токаев прав, последние тридцать лет структура государственного управления менялась бесчисленное число раз. Скажу больше. Менялась она под конкретных людей, занимающих тот или иной министерский пост, - напомнил он. - Если президент действительно намерен строить эффективное, справедливое и адекватное запросам общества современное государство, то никакого велосипеда изобретать не нужно. Такое государство возможно только тогда, когда правительство находится под постоянным общественным контролем, который, в свою очередь, осуществляется на свободных, честных и конкурентных выборах представительных органов власти.
Более детально подошел к ответу на тот же вопрос политолог, глава ЦПИ «Альтернатива» Андрей Чеботарев. Он назвал четыре главных фактора для улучшения системы государственной службы в Казахстане
- Во-первых, необходимо кардинально изменить концептуальные основы деятельности государства и его органов в целом в сторону их максимальной ориентации на удовлетворение нужд и запросов всего общества и каждого гражданина республики в отдельности. В связи с этим государственную службу целесообразно увести от обычного регулирования процессов в обществе и государстве в сторону качественного обслуживания населения. В практическом же плане реализацию государством своих управленческих функций следует осуществлять на основе не государственного администрирования, а государственного менеджмента, - объяснил он.
Это означает замену чисто бюрократических подходов на методы, выработанные и применяемые в сфере частного бизнеса: ориентацию на конкретный результат, применение инструментов и технологий современного менеджмента, рассмотрение госслужащих как менеджеров, распространение на систему государственной службы взаимоотношений «принципал - агент» («заказчик - исполнитель»).
- Без положительного решения этого и иных принципиальных системных вопросов принятие мер в рамках остальных аспектов государственной службы (отбор кадров, их оценка, аттестация, обучение, продвижение по службе и т.д.) будет носить вторичный и практически неспособный изменить работу государства и его органов в лучшую сторону характер, - считает Чеботарев.
Во-вторых, для улучшения системы подбора кадров предлагается в перечень квалификационных требований для претендентов отнести: а) обязательный опыт работы в профильной сфере с четкими временными рамками; б) конкретные показатели профессиональных достижений на прежних местах работы; в) этические характеристики, подтвержденные, к примеру, положительными отзывами граждан и представителей негосударственных структур, имеющих опыт взаимодействия с данным лицом в процессе его прежней работы.
- В-третьих, целесообразно включить в законодательство о государственной службе принцип стабильности кадров, основанный на том, что положение госслужащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, включая структурную реорганизацию соответствующего государственного органа и конкретную личность руководителя данного органа, - добавил эксперт.
Механизмом обеспечения этого принципа должен стать в том числе запрет на смену определенных кадров административных государственных служащих в связи со сменой первого руководителя соответствующего госоргана.
- Вплоть до того, чтобы соответствующему должностному лицу разрешить переводить за собой только представителей обслуживающего персонала (помощники, секретари и т.д.), которые в своем большинстве не относятся к категории госслужащих, - уточнил Чеботарев.
В-четвертых, следует ввести в законодательство о государственной службе систему оценки профессиональных достижений госслужащих,основанную на обязательном определении руководителями государственных органов и их структурных подразделений непосредственно подчиненным им госслужащим определенных задач.
В качестве пятого шага эксперт предложил усовершенствовать процедуры аттестации госслужащих, например, проводить аттестацию только тех госслужащих, которые на предыдущей получили низкие оценки.
В заключение политолог отметил, что данный процесс требует гораздо большего количества мер по разным направлениям функционирования рассматриваемой системы, но в любом случае важно не просто его начать, но и ориентировать на дальнейшее движение вперед без каких-либо шагов назад.
Источник: Forbes
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01