«Четверка оставляет чувство образовательного похмелья, а не гордости»
Педагог Игорь Журуков — о том, почему оценки в школе больше не актуальны
Оценка как индикатор знаний учащегося. Оценка как способ поощрения и наказания. Оценка как возможность манипулировать людьми. Оценка как способ взаимодействия с родителями. Оценка как шантаж. Оценка как что угодно: сила и возможности этого «инструмента» настолько высоки, что отказаться от него самостоятельно учителя просто не в состоянии. Педагог Игорь Журуков уверен, что необходимо пересмотреть систему оценок в школе, и объясняет, как это сделать и зачем.
Не только учителя — и родители, как зачарованные, повторяют все те же самые старые мантры о том, как важна оценка, направляя силы и умения детей совсем не в то русло. Чтобы дети избавили от необходимости участвовать в их процессе познания, чтобы приносили из школы положительные оценки. И обманывают сами себя. Потому что забывают, что в самом слове «оценка» заложена субъективность.
Я всегда воспринимал и воспринимаю систему оценок, принятую в России, как некий показатель уровня знаний. Знаешь ответ на вопрос — получай от тройки до пятёрки. Не знаешь — получай двойку.
Странные мнения о том, что оценки могут заставить подростков прыгать с крыш, мне кажутся притянутыми за уши и нелепыми попытками перевести стрелки
Пусть с больной головы на больную, но всё равно именно перевести. Ведь если чуть разумнее и объективнее отнестись к самому процессу, то получится некая ранговая система. В которой на первое место выходит именно пытливый ум, а не умение угадать, что же нужно сказать, написать, сделать, чтобы это понравилось тому самому «оценщику». В нашей же системе образования субъективность приводит к тому, что школьники часто находятся под впечатляющим прессом замечаний и требований родителей и преподавателей.
Формальный результат в виде оценки радует нас как какая-то блестяшка сороку
Практически каждый раз сталкиваюсь с этим: даю творческое задание новым студентам, чтобы они могли максимально выразить себя и показать, что знают и умеют. Однако очень часто ученики пытаются не раскрыть тему, а раскрыть её «правильно». Так, чтобы мне понравилось. Приходится терпеливо объяснять, что именно требуется. Всегда говорю одну и ту же фразу: «Если ты это сказал или написал, то ты уже прав». Немного лукавлю, конечно, но по-другому вскрыть эту броню пока не получается. А потом все вместе обсуждаем ответы и определяем оценочные критерии. Как только понимание, что критерием оценки их ответа будет выступать именно выражение собственного мнения, достигнуто, вся «шелуха» постепенно слетает. И тогда ребята очень даже интересно начинают самовыражаться.
Почему «отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребёнка»
Иногда слышу от знакомых, что часто в школе «четвёрка» является таким вот компромиссом между учителем и учеником. Написал какой-нибудь конспект, пересказал параграф из учебника, текст из интернета оформил на бумаге или в PowerPoint, получи свою «заслуженную» четвёрку. В этой ситуации все довольны. Только почему-то такие «достижения» забываются почти мгновенно, оставляя после себя скорее чувство этакого «образовательного похмелья», а не гордость от своих достижений. Правда, некоторые так оттачивают это умение, что могут в будущем достаточно высоко пробраться. Уверен, у читателей найдутся примеры из жизни.
Ученики любят повозмущаться о «несправедливости» преподавателя. Нет, они не возмущаются тем, что могут просто купить оценку
Наверное, потому, что это до сих пор как-то стыдно, неприлично, что ли. То, что многие делают, но не все любят в этом сознаваться. Ученикам хочется быть правильно оценёнными. А ещё больше им хочется быть объективно оценёнными. К сожалению, самодурство всё ещё широко распространено. Снижение оценки за поведение, внешний вид, пропуск занятий. Вместо этого в каждой школе должно быть положение об оценке. Простое и понятное всем.
Как нужно менять систему оценивания в школах
Пока ребёнок маленький, он пытается встроить себя в этот мир, пытается понять свои силы, умения и возможности. И именно в школе ему надо прививать желание к получению знаний, а не каких-то там оценок. Поэтому саму оценку и надо делать максимально объективной. Можно ввести проценты с чёткими критериями. Можно в каких-то предметах вообще перейти на зачёт/незачёт. Можно, как в физкультуре, перейти на секунды, голы и килограммы. А в каких-то предметах, как в литературе, например, вообще отказаться от них. Главным должно являться как можно более чёткое понимание подрастающим человеком, кто же он есть на самом деле, какие цели он в жизни может перед собой поставить. Чтобы сразу же после окончания школы не оказаться перед выбором между «я это не хочу» и «я это не умею».
Источник: http://mel.fm/2016/11/30/grading
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01