Простой шаг для нового министра, которого ждут почти полвека
На открытии первой сессии мажилиса VI созыва 25 марта 2016 года
На открытии первой сессии мажилиса VI созыва 25 марта 2016 года, Нурсултан Назарбаев дал поручение Министерству образования и науки проработать инициативу о переходе школ на пятидневную учебную неделю. Интересно, что за месяц до данного поручения, вышла статья Мухтара Идрисова члена правления НОФ «Аспандау», о необходимости перехода на пятидневку. Мы знакомим вас с материалами данной статьи:
Простой шаг для нового министра, которого ждут почти полвека
Назначение Ерлана Сагадиева на должность министра образования вкупе с его замечательным выступлением на TEDxAlmaty произвело эффект маленькой разорвавшейся бомбы. Неужели после стольких лет бесконечных дискуссий и невыполненных обещаний нашелся человек, который не на словах, а на деле проведет реформу образования в Казахстане? Большинство экспертов позитивно оценили это назначение.
Главное опасение – сможет ли новый министр перебороть огромную бюрократическую инерцию своего ведомства. Надо отметить, что бюрократический консерватизм в образовании вещь сама по себе объективная и присуща абсолютному большинству государственных образовательных систем. Так, по признанию Патрика Гриффина, являющегося одним из главных мировых гуру в системе школьного образования, более или менее серьезные нововведения внедряются в школьные программы в течение 10-15 лет. Проблема в том, что в результате нашего двадцатипятилетнего топтания на месте у Казахстана, по большому счету, попросту нет этих 10-15 лет.
В общем, задача архисложная. Мы, в нашем научно-образовательном фонде «Аспандау», сейчас усиленно думаем над этим. Есть планы по созданию отдельного направления Aspandau School, в задачу которого будет входить изучение и распространение в Казахстане лучшего международного опыта в среднем образовании.
Наряду со сложными системными и методическими преобразованиями, для которых необходимы время и значительные финансовые ресурсы, есть целый ряд простых организационных мер, способных заметно улучшить учебный процесс уже в ближайшей перспективе без каких-либо дополнительных затрат.
Самая очевидная вещь, требующая немедленного решения,- снижение нагрузки на школьников путем перехода на пятидневную форму обучения.
В абсолютных годовых цифрах казахстанские школьники не так уж и перегружены. Например, в Финляндии (признанном европейском лидере в среднем образовании) принят норматив, устанавливающий 190 учебных дней в году. В Казахстане в 2015-2016 учебном году я насчитал 194 учебных дня. Согласитесь, разница небольшая.
Наша основная проблема - максимальная недельная нагрузка, уходящая корнями в уже далекое советское прошлое.
Одним из событий, четко врезавшихся в мою детскую память, был переход родителей на пятидневную рабочую неделю. Было это в начале семидесятых.
Вообще, СССР начал постепенно переходить на рабочую пятидневку с 1967. Советский Союз распался в 1991. Мне, например, до сих пор непонятно, почему в СССР за эти 24 года так и не перевели школьников на пятидневку.
Получив в наследство от СССР шестидневную учебную неделю, мы ничего менять не стали. При этом учебная программа потихоньку росла, и максимальная недельная нагрузка постепенно превратилась в запредельную.
Возьмем, к примеру, существующую недельную нагрузку для 10-11 классов. Государственный образовательный стандарт устанавливает минимально-необходимую учебную нагрузку для 10-11 классов на уровне 32 часа в неделю. Помимо этого, разрешается давать семь часов в неделю дополнительных занятий по выбору школы. Итого 39 часов в неделю. Зарплаты у наших учителей небольшие и привязаны к часам преподавания, поэтому школы заинтересованы в заполнении всех 39 часов. Продолжительность выполнения домашних заданий в 9-11 классах, согласно рекомендациям Министерства образования, составляет примерно три часа в день. В итоге мы имеем 57-часовую учебную неделю для наших старшеклассников при 40-часовой рабочей неделе для взрослых!
Поняв абсурдность сложившейся ситуации, Министерство образования в прошлом году наконец озвучило намерение перехода на пятидневку. Под это дело запустили целый пилотный проект в 30 школах, начали кроить учебную программу и т.д. и т.п. В общем, мы не ищем простых путей.
А, может, надо не в очередной раз изобретать велосипед, а сделать так, как в Европе: компенсировать переход на пятидневку за счет сокращения летних каникул с трех до двух месяцев, оставив при этом 190 учебных дней в году? В той же Финляндии летние каникулы стартуют в начале июня и заканчиваются в первой половине августа.
Этот простой шаг мы ждем уже почти пятьдесят лет. Надеюсь, что при новом министре образования он, наконец, будет сделан.
Источник: forbes.kz
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01