Как вывести сильные школы в Казахстане на новый уровень
Основой для решения этой задачи может стать программа International Baccalaureate
Основой для решения этой задачи может стать программа International Baccalaureate, считает член правления фонда «Аспандау» Мухтар Идрисов
Из недавних публичных выступлений постепенно вырисовываются контуры содержательной части школьной реформы. Новые школьные программы пока не обнародованы, но, по имеющейся информации, в их основу положены кембриджские методики. Идет активное обучение учителей по 3-месячным курсам Кембриджского университета. Наша педагогическая наука, прочно застрявшая в 50-х годах прошлого столетия, пока со скепсисом взирает на предлагаемую модернизацию.
«Реформа школы – это сложный и медленный процесс. Спешить с этим – значит, разрушить школу», - утверждает один из авторов финского образовательного чуда Паси Сальберг.
Финны – народ неторопливый, но при этом все успевают делать вовремя и хорошо. Только на переосмысление теоретических и методологических основ образования в 80-х годах у них ушло целое десятилетие. В Казахстане в настоящий момент, к сожалению, нет ни времени, ни собственных кадров, способных провести неспешную безболезненную школьную реформу. Уже в скором будущем нас ждет поток критики новой зарубежной методики, ностальгии по «лучшей в мире советской школе» и т.д. и т.п. Такая реакция по большому счету закономерна, и нам действительно понадобится не меньше десятилетия для качественного изменения среднего образования в целом.
Наряду с этим уже сейчас, без больших финансовых вложений и в короткие сроки, можно создать целый ряд школ в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Речь идет о признании программы международного бакалавриата (International Baccalaureate Programme, IB) в Казахстане.
Программа IB возникла в Швейцарии в середине 60-х годов прошлого столетия. Сегодня это международный образовательный фонд с головным офисом в Женеве. Первоначально программа IB создавалась для детей дипломатов, которые вместе с родителями переезжали из страны в страну. Основатели IB ставили перед собой цель создать универсальную учебную программу, позволяющую ученикам получать лучшие знания вне зависимости от национальности и страны проживания.
Программа IB быстро переросла узкие дипломатические рамки и сейчас по праву считается лучшей образовательной программой в мире. Ведущие университеты мира признают диплом IB и с удовольствием принимают их обладателей к себе на учебу. Высокий балл по IB-диплому служит твердой гарантией для поступления.
С началом нового тысячелетия IB демонстрирует феноменальный рост по всему миру (2000 – 674 школы, 2015 – 2437 школ). В 2015 школы IB окончили 143 тыс. выпускников (2000 – 36 тыс. выпускников). Самое большое распространение программа IB получила в США - 78 тыс. выпускников, далее Канада – 10 тыс. выпускников, Великобритания – 5 тыс. выпускников.
Сейчас IB предоставляет полный цикл услуг для аккредитованных школ – разработка учебных программ, издание учебных пособий, обучение преподавательского состава, организация оценочных тестов и выпускных экзаменов.
Обучение IB доступно на трех языках – английском, испанском и французском. Соответственно, все школьные предметы (за исключением родного языка и родной литературы) преподаются на одном из вышеуказанных языков.
IB состоит из трех независимых (но взаимосвязанных) возрастных программ:
- Начальная программа для учеников от 3 до 12 лет (Primary Years Programme);
- Средняя программа для учеников от 11 до 16 лет (Middle Years Programme);
- Дипломная программа для учеников 16-19 лет (Diploma Programme);
Школы по собственному желанию могут преподавать все или любую из них отдельно.
Особо следует отметить систему тестирования IB. Учащиеся по программе регулярно сдают оценочные тесты (преимущественно в виде эссе), которые проверяются вне школы. Оценочные тесты шифруются и через Единый центр тестирования рассылаются для оценивания по всему миру сертифицированным экспертам. Эксперт, выставляющий оценку, не знает даже из какой страны пришел тест. Такая система гарантирует единую и непредвзятую систему оценки. Таким образом, где бы ты ни закончил IB-школу, в Кембридже или в Алматы, высокий балл по IB-диплому будет цениться одинаково. Ежегодно, при проведении финальных тестов, порядка15% выпускников не набирают достаточно баллов для получения IB-диплома.
Главный фактор, устанавливающий объективные границы распространения IB – это способности учеников. Программа IB достаточно сложная и далеко не каждый ребенок может ее осилить. Поэтому вряд ли стоит распространять ее на всю систему среднего образования.
Применительно к странам СНГ серьезным ограничивающим фактором является квалификация учителей. В таких странах как Казахстан или Россия сейчас тяжело найти учителей-предметников, свободно владеющих английским языком.
Финансовый фактор для участия в IB весом, но вряд ли его можно отнести к главным сдерживающим факторам. Расходы по программе IB состоят из двух крупных блоков:
- Ежегодный взнос для аккредитованных школ (Primary Years Programme – $8 тыс.; Middle Years Programme – $9 тыс.; Diploma Programme - $11 тыс.).
- Плата за проведение тестирования – от $70 до $100 за предмет с ученика.
Как обстоят дела с IB в Казахстане? Согласно официальным данным IB,шесть частных казахстанских школ аккредитованы по различным программам, из них только две школы аккредитованы по выпускной программе Diploma Programme. В 2015 в Казахстане было 52 выпускникаIB.
Буквально на днях аккредитацию по Middle Years Programme и Diploma Programme получила первая государственная школа - «Назарбаев Интеллектуальная школа Астаны» (НИШ). Это большой успех нового флагмана казахстанского среднего образования. Можно констатировать, что наконец-то выбран правильный вектор развития для государственных школ с углубленным изучением предметов. Остается набраться терпения и подождать, когда по системе НИШ IB придет в остальные областные центры Казахстана.
На наш взгляд, Казахстан имеет большой потенциал для развития IB. У нас очень много умных, одаренных детей, но далеко не все счастливчики смогут попасть в НИШ. Вдохновляющим для нас примером могут стать Нидерланды, с населением 17 млн человекзанимающие четвертое место в мире по количеству выпускников IB (3 863 выпускника).
Главная проблема, стоящая на пути широкого распространения IB в Казахстане, – необходимость совмещения с казахстанской учебной программой. Дети вынуждены учиться по двум школьным программам, что приводит к огромным перегрузкам. НИШ в этом плане стоит в особом, привилегированном положении. Также наличие IB-диплома никак не влияет на поступление в казахстанские вузы. В настоящее время IB-диплом нужен только тем, кто планирует поступать в зарубежные университеты.
Что можно сделать уже сейчас? Первое, и самое простое, - официально признать IB-диплом, а его обладателей освободить от необходимости сдачи тестов ЕНТ для поступления в казахстанские вузы. Так, по мнению российских экспертов, выпускники с дипломом IB обладают уровнем знаний, позволяющим им учиться сразу на втором курсе ведущих российских вузов.
Второе – запустить программу, поощряющую государственные школы получать аккредитацию IB. В каждом областном центре у нас есть пара-тройка исторически сильных школ, которым вполне по силам, при соответствующей финансовой поддержке, перейти к обучению по программе IB.
Программа IB определяет собственную миссию как «стремление создать лучший мир через образование». Большое международное признание IB показывает, что под эгидой этой организации сформировался мощный поток распространения передовых знаний по всему миру. Казахстанским школам нужно как можно быстрее стать полноценной частью этого потока.
Источник: forbes.kz
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01