Почему намерение ввести еженедельное тестирование школьников – не самая удачная идея
Министерство образования и науки РК пока не совсем ясно понимает, каких целей должна достигнуть проводимая школьная реформа
Эксперт: Канат Нуров
Автор - Мухтар Идрисов
Министерство образования и науки РК пока не совсем ясно понимает, каких целей должна достигнуть проводимая школьная реформа
Озвученные министерством шаги не являются каким-то собственным казахстанским изобретением, большая часть из них ложится в общую канву идей Глобального движения за реформирование образования (Global Education Reform movement – GERM). Это движение возникло в восьмидесятых годах прошлого столетия в англоязычных странах и поддерживается рядом международных агентств по развитию. Эксперты выделяют пять ключевых элементов GERM:
- стандартизация работы учителей и учеников;
- упор на грамотность и математику;
- единые детализированные учебные программы (куррикулумы);
- управление школами в стиле работы коммерческих предприятий;
- организация контроля над школами посредством регулярного тестирования и предоставления отчетности.
Новый министр образования Казахстана Ерлан Сагадиев пришел из сферы бизнеса, поэтому неудивительно, что он с энтузиазмом воспринял идеи GERM. Действительно, основа успешно действующего предприятия – жесткое соблюдение технологических стандартов, производственного и финансового плана вкупе с организационными мерами для подразделений их не выполняющих. Отсюда и естественное желание выстроить подобную систему в сфере образования - всеохватывающий контроль (ежемесячное тестирование) с последующими административными решениями (снимать директоров отстающих школ).
Плохая новость в том, что активное внедрение принципов GERM не дало каких-либо значимых результатов и подвергается сейчас жесткой обоснованной критике. В мировой табели о рангах системыгосударственного среднего образования США и Великобритании, основных идеологов GERM, остаются посредственными ничем не выдающимися середнячками.
В нашем фонде «Аспандау» мы визуализируем главную проблему GERM посредством образов «школы-фабрики» и «школы-лаборатории». По сути своей GERM является производной стремительно уходящей «индустриальной эпохи». Школа, выстроенная по принципам GERM, это «школа-фабрика». Наступившая цифровая эра полностью меняет требования к среднему образованию. Новая школа, необходимая современному обществу - это «школа-лаборатория».
Основная цель нашего проекта Aspandau School - распространение в Казахстане опыта финской системы среднего образования и международной программы International Baccalaureate, достигших лучших результатов в создании новых «школ-лабораторий».
Вот как International Baccalaureate формулирует, чем новая «школа-лаборатория» отличается от традиционной «школы-фабрики».
«Школа-фабрика» это: запоминание, единая учебная программа, изолированные предметы, IQ-тесты, назидательность, нахождение учителя в центре внимания, упор на развитие интеллекта, компьютерные тесты.
«Школа-лаборатория» это: критический анализ, предметы по выбору, междисциплинарный подход, оценивание навыков, творчество, нахождение ребенка в центре внимания, всестороннее развитие ребенка, оценка экспертами по критериям.
Глядя на это сравнение, становится понятным, почему планы по внедрению ежемесячного тестирования не являются удачной идеей. Очевидно, что такое частое и масштабное по охвату тестирование возможно только на базе компьютерного тестирования. Также очевидно, что компьютерное тестирование поощряет простое запоминание и полностью игнорирует критический анализ и творчество.
Необходима ли нам такая школа с ежемесячным компьютерным тестированием? Школа, где наши дети двенадцать лет будут заняты зубрежкой и находиться под стрессом ежемесячного публичного оценивания со всеми вытекающими оргвыводами для учителей и директоров школ? Несложно представить, как страх потерять работу повлияет на их отношение к школьникам и учебному процессу.
Ежемесячное компьютерное тестирование – это прямой путь к «потогонной» модели обучения. Давайте зададимся вопросом – нужны ли нам, при всей их успешности, корейские или сингапурские модели, где большинство школьников лишены счастливого детства ради поступления в престижные университеты?
Альтернатива этому существует. На страновом уровне она реализована в Финляндии. Финские школьники демонстрируют один из самых высоких уровней знаний в мире, при этом сдают обязательные тесты только один раз по окончанию школы. Это вовсе не означает, что в Финляндии нет регулярной системы обратной связи между школами и Министерством образования этой страны. Просто оценивание достижений учащихся происходит на базе ограниченных репрезентативных выборок без каких-либо последующих организационных мер в отношении школ. Не находясь под угрозой административного воздействия, финские учителя не стремятся всеми силами улучшить результаты тестов. В итоге, министерство имеет реальную картину и принимает меры системного характера, направленные на улучшение качества преподавания в целом.
Паси Сальберг, один из главных и последовательных критиков GERM, в своей книге «Финские уроки» детально анализирует несостоятельность данной концепции и делает два очень важных вывода:
- существующий опыт англо-американских стран показывает, что стандартизация, тестирование и жесткий административный прессинг не приводят к тому, что учителя начинают учить лучше;
- единственный способ повысить уровень преподавания в школах – планомерное и целенаправленное повышение качества профессиональной подготовки, социального и материального статуса школьного учителя.
Правоту выводов Паси Сальберга косвенно подтверждает широко известное утверждение об ограниченности жестких стимулирующих мер в интеллектуальных и творческих профессиях: «Не стреляйте в пианиста! Он играет как умеет!».
Источник - forbes.kz
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01