Среда научного обитания
Наука и образование — сферы, которым в госполитике традиционно отводятся вторые роли.
Эксперт: Канат Нуров
Текст: Сергей Домнин, Аскар Машаев
Наука и образование — сферы, которым в госполитике традиционно отводятся вторые роли. Лучшее, что было сделано в первые годы независимости,— открытие программы «Болашак», благодаря которой казахстанская молодежь получила возможность учиться за рубежом за государственный счет. Всерьез и системно развитием этой сферы занялись недавно — с открытием Nazarbayev University и сети «Назарбаев Интеллектуальных школ». Однако на системном уровне картина пока скорее тоскливая, даже плачевная, считает президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.
—?Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние науки в РК?
—?Как плачевное. Бюджетного финансирования стало существенно больше, чем в 1990?е, но от этого наука не пошла вперед. Увеличенное финансирование сыграло такую же злую шутку с наукой, как и с образованием. Я изучал ситуацию в естественно-научных сферах, разговаривал с зарубежными учеными, которые приехали поднимать науку в Казахстан по международным программам вузовского обмена опытом более пяти лет назад. Один из них даже прослезился от разочарования, когда рассказывал, что казахстанские академические друзья-коллеги просто использовали его для получения финансирования по своим научным проектам. У него больше нет иллюзий в отношении развития местной науки, которая могла бы помогать ему в его исследованиях. Оказалось, что казахстанские партнеры без спроса включали его имя в научные проекты, получали финансирование, подделывали его подпись для получения денежной компенсации за участие в этих проектах. А в это время он всю научную работу делал у себя за рубежом и ставил казахстанских докторантов, которых за ним закрепляли, соавторами по научным статьям, где публиковались результаты исследований.
—?Улучшилась ли материально-техническая база?
—?Государство выделило каждому вузу средства на эти цели, после того как наш фонд обратил внимание общества на необходимость развития научной работы в каждом вузе. Но это оборудование так и не заработало и вряд ли заработает, так как всем интересно закупать оборудование, а не использовать его. К примеру, вуз приобрел оборудование, но должного лабораторного контроля над ним нет. Допустим, был приобретен газовый хромотограф, который можно использовать для выявления химикатов в продовольствии. Всех необходимых специалистов для работы на нем уже подготовили. Но если прийти и проверить работу оборудования, то вам ответят, что лаборант в отпуске, поэтому прибор временно не работает. При этом прошло более года после его приобретения, а руководство вуза и персонал лаборатории так и не удосужились подвести газ к газовому оборудованию, никакого подвода к нему и в помине не было и при установке этого оборудования.
—?Почему наука так и не стала привлекательной для казахстанской молодежи?
—?Не создано научной среды, не возникло ценностей научного мышления и деятельности. Научное познание, научный подход так и остались у нас не в чести. Все кругом галдят про «критическое мышление», но критическое мышление — это лишь часть научного мышления. Помимо сомнения в прописных истинах, необходимо еще обосновывать это сомнение многократными наблюдениями фактов, их последовательным объяснением и обобщением в знании, которое надо будет еще проверить независимым его воспроизведением в эксперименте или подтвердившимся прогнозом.
Источник: expertonline.kz
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01