На все эти темы сегодня мы поговорим с президентом группы Plankion, директором консалтинговой компании по управлению Plankion Coach Канатом Ильичом Нуровым.
Что такое “PLANKION”
- Вы ушли из Казкоммерцбанка. Почему?
- В какой-то момент я понял, что занимаюсь не совсем любимым делом. Более того, я уже давно мечтал посвятить большую часть своей жизни науке и образованию. Считаю, что это позволит мне реализоваться более эффективно, что, в свою очередь, даст возможность масштабнее влиять на процессы, протекающие в обществе. При этом я не считаю год работы в Казкоммерцбанке потерянным. Я попробовал себя в новой роли и на новом месте, лучше узнал своих друзей.
- Чем же вы занимаетесь сейчас?
- В данный момент мной организована консалтинговая компания по управлению Plankion Coach, которую я недавно возглавил. Более подробно о нашей компании вы можете узнать по адресу: www.plankion.kz
- Какова сфера деятельности вашей компании?
- Я вижу миссию Plankion Coach в том, чтобы формировать и продвигать научный подход во всех сферах управления. У меня ощущение, что в последнее время в нашем обществе сформировался, я бы сказал, культ пренебрежения к научному подходу. Некоторые даже кичатся тем, что все воспринимают и управляют процессами любой сложности на бытовом уровне. Между тем только научный подход может обеспечить устойчивое развитие и отдельно взятой компании, и государства в целом. Он в принципе повышает качество жизни. Я знаю это по опыту его внедрения в финансовом управлении Казахтелекома.
Plankion Coach будет предоставлять высококвалифицированные услуги по управлению проектами, активами и организациями, в том числе услуги профессиональных независимых директоров для корпоративного управления по общепринятым стандартам на основе прозрачности, а также по деловому и психологическому консультированию в искусстве разрешения проблем, по тренерскому консалтингу в политике и бизнесе и по повышению квалификации высшего управленческого персонала (тренинги для топ-менеджеров). Помимо этого мы предполагаем возможность оказания услуг по научно-исследовательским разработкам и формированию команд управления.
- У вашей компании интригующее название. Я знаю, что слово “coach” переводится с английского языка как “тренер”, “тренировать”. А что такое “plankion”?
- Теория пульсирующей вселенной предполагает, что каждый цикл ее развития начинается с сингулярного состояния и заканчивается им. Планкион – это некая гипотетическая частица, которая излучается при переходе от одного такого цикла к другому и является строительным материалом для вселенной более высокого уровня.
Философский смысл или, если хотите, поэтическое выражение понятия “планкион” предполагает некое предельное количество организованности, целесообразности и гармонии. В связи с этим Plankion Coach намерен стать лидером в продвижении новейших научных представлений в современной культуре управления, наставником в разработке и внедрении самых креативных его принципов, методов и технологий.
- И каковы ближайшие планы Plankion Coach?
- Первым делом будет создана Алматинская высшая школа управления. Термин “высшая” означает не столько статус учреждения образования, сколько уровень научных подходов и философских целей, а также решаемых при этом задач повышения квалификации и выведения высшего управленческого персонала на категориальный уровень мышления и деятельности. Это сейчас особо необходимо, поскольку в условиях мирового финансового кризиса успешность развития бизнеса может быть достигнута лишь за счет повышения эффективности управления, а значит, за счет внедрения, в том числе самых передовых достижений в области управления рисками. Наконец, следующим нашим шагом будет инициация общественного объединения в форме научно-образовательного фонда с рабочим названием “Аспандау”.
Как измениться казахстанскому обществу
- В чем необходимость создания фонда?
- Начну свой ответ выдержкой из концепции фонда: “В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция деградации науки и образования как единой системы добывания и усвоения знания. Прекратили свое существование или пришли в запустение многие отрасли и направления исследований. Разрушены естественные и необходимые связи между практикой научных исследований и организацией учебного процесса в средней и высшей школе.
Вследствие этого наука и образование в современном их состоянии не могут обеспечить необходимых условий для формирования сбалансированной и высокоразвитой личности, расширения метрики ее сознания, развития ее разнообразных способностей, включая способность к познанию как одного из важнейших инструментов самореализации и организующей деятельности. Причудливое и уродливое сочетание унаследованного от советской школы концептуального догматизма и усиленно насаждаемой прагматической поверхностности, характерной для западных стандартов образования, дезориентирует личность, лишая ее твердой и надежной опоры, каковой должны быть научно обоснованные представления о природе, человеке, обществе и специфике их системного взаимодействия.
Не менее масштабные проблемы связаны с активной деидеологизацией государственной политики в сфере науки и образования. Эклектическое смешение подчас противоречащих друг другу ценностей, отсутствие четких ценностных приоритетов, подмена понятий и т.п. в конечном счете дезориентируют личность. В процессе принятия жизненно важных решений ей не на что опереться, кроме сиюминутных, ситуативно обусловленных представлений и мотивов.
Обозначенные выше тенденции и проблемы подрывают важнейшие условия воспроизводства личностного потенциала страны как единственного подлинного источника ее богатства и процветания, порождают мотивы для массового оттока за границу не только наиболее перспективной и интеллектуально развитой молодежи, но и состоявшейся элиты страны, в том числе и деловой”. Дать им надежду на лучшее, на то, что их достижения не напрасны, и призвать их тем самым к дальнейшему созиданию – вот где задача, вот где труд…
- Надо признаться, звучит весьма впечатляюще…
- Понимаете, личностный потенциал общества представляет собой совокупность накопленных его членами знаний, умений, навыков, творческих и коммуникативных способностей людей, направленных на повышение общего уровня организованности занимаемого ими пространства. Это так называемый “человеческий капитал”, выражающийся в таких факторах производства, как “труд” и “организация”. С точки зрения общего развития наиболее эффективны вложения именно в развитие личностного потенциала. Именно он является истинной движущей силой всех общественных, в том числе экономических, процессов. Страна может иметь богатейшие природные ресурсы, но без соединения с развитым личностным потенциалом людских и управленческих ресурсов они никогда не смогут обеспечить процветание этому обществу, так как только при таком соединении возникает свободная созидающая энергия, которая и обеспечивает возможность нейтрализации действия многих, если не всех, негативных природных и социальных факторов.
- То есть вы хотите сказать, что казахстанскому обществу необходимо поменяться?
- Мне кажется, это очевидно. Ведь вследствие особенностей географического положения Казахстана и демографической ситуации внутри страны нам жизненно необходимо отдать приоритеты интеллектуальной сфере производства – науке, образованию, финансам и т.п. Наше внутриконтинентальное положение (как следствие, удаленность от моря и основных рынков), суровые климатические условия, низкая плотность населения определяют высокий уровень издержек и делают нас неконкурентоспособными (во всяком случае, при нынешней расстановке сил в мировой экономике) в большинстве областей материального производства. Тем не менее, наше общество, к сожалению, пока предпочитает вкладывать средства в первую очередь в сырьевые секторы экономики. А это в конечном счете приведет нашу страну к бесперспективному проеданию наших природных богатств, к катастрофическому отставанию от передовых стран и, как итог, к поражению в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Соответственно, для того чтобы переломить эту тенденцию, необходима консолидация всех здоровых сил общества на основе осознания чрезвычайной важности развития личностного потенциала. Их задачей является переосмысление ситуации на ценностном уровне и пропаганда этих идей всеми возможными способами. Конечно, проще было бы решать эту задачу на государственном уровне, но, к сожалению, в реальных условиях интересы абстрактного государства в распределении бюджетных средств на науку и образование существенно расходятся с интересами конкретных чиновников. Таким образом, вся ответственность ложится на институты гражданского общества: профессиональные, материально незаинтересованные ассоциации, общественные объединения и союзы. Ведь дело не столько в том, чтобы аккумулировать необходимые средства, сколько в том, чтобы квалифицированно, бескорыстно и прозрачно их распределять для пользы общего дела. Кроме того, для движения по пути переориентации общества в сторону развития интеллектуальных сфер деятельности обязательным является существование должным образом организованных учреждений научно-образовательного процесса. Последнее условие самое сложное, так как личностный потенциал здесь является не только целью, но и исходным пунктом деятельности.
- Но ведь это очень сложная задача. Вы уверены, что у вас получится?
- Я считаю, что обязан взять на себя часть ответственности за создание этих условий. Тем более что из вышеизложенного вытекает и миссия фонда в целом. Прежде всего, это объединение здоровых сил общества с целью развития личностного потенциала на территории Казахстана посредством создания целостной саморазвивающейся системы, важнейшими элементами которой являются наука и образование.
Мы уверены в своих силах
- Хорошо, а как с помощью фонда можно изменить сложившуюся ситуацию?
- В деятельности нашего фонда будут задействованы серьезные профессионалы, с которыми меня связывают общее ценности и общее понимание необходимости всей этой работы. В первую очередь хочу назвать имена таких людей, как первый проректор КазНТУ доктор физико-математических наук Бисембай Мамаевич Искаков. Его опыт и авторитет в существующей системе управления научно-образовательными процессами мало у кого может вызвать сомнения. Сергей Владимирович Грисюк, возглавляющий холдинг “Арктагея”, которому, собственно, и принадлежит идея создания подобного фонда. Этих людей я с гордостью могу назвать своими единомышленниками. Именно с ними я и мои друзья, которых тронул этот призыв, будем решать основные задачи фонда. Таких первостепенных задач на сегодняшний день несколько.
Содействие правительственным органам в выработке доктрины развития системы науки и образования Республики Казахстан и в ее практической реализации.
Построение дополнительной общественно значимой системы научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений, основанной на воссоздании неразрывной связи научного подхода и образовательного процесса.
Создание организационных условий и структур для выявления и развития личностного потенциала, формирование сети неформальных отношений в виде научных школ и других долгосрочных групп с объективной системой ценностей.
Модернизация и развитие казахского языка в части его адаптации к исполнению научно-образовательных функций и интеграции во все отрасли современного знания.
Формирование эффективных каналов трансляции самых передовых достижений мировой научной мысли, способствование интеграции казахстанской науки с мировой, а также впоследствии открытие и разработка новых образцов знания на евразийской территории.
И я, как и мои единомышленники, уверен, что вместе у нас обязательно все получится.