Выступление Каната Ильича Нурова в Университете "Туран"
Тема: «Новые пути и перспективы развития человеческого капитала в Республике Казахстан»
Когда мы говорим о человеческом капитале, мне кажется
здесь есть определенные проблемы с пониманием этого термина. Во-первых, понятие
капитал означает какой-то титул собственности и какой-то предмет, который можно
отчуждать в виде товара. К сожалению, в отношении человеческого капитала мы так
сказать не можем, это раз. Второй момент - понятие "человеческий"
означает видовое, видовой критерий, в то время как мы же имеем в виду под
человеческим капиталом именно личностный потенциал, т.е в каждом человеке есть
личность, активное творческое начало, и, к сожалению, мы не можем его абсолютно
отделить от многих иных факторов. К примеру, он есть в трудовых ресурсах,
людских ресурсах.
Я считаю, что, когда мы переводим человеческий
капитал как людские ресурсы это не совсем верно. Людские ресурсы, как труд, как
фактор экономический - это человеко-часы. Сколько у вас людей, сколько вы
можете задействовать, и личностный потенциал в данном вопросе не так важен,
потому что, когда мы «покупаем людей», мы не их покупаем, не их личностный
потенциал, мы покупаем их рабочее время и пытаемся потом его использовать, утилизировать,
проводим KPI,
смотрим на всё это внимательно. К сожалению, людские ресурсы не являются
существом понятия «человеческий капитал». Далее, когда мы говорим про капитал,
я уже говорил, это не совсем верный момент. Почему? Потому что это личностный
потенциал, то активное творческое начало в человеке, которое есть, это
предпринимательская способность и способность к управлению, менеджменту и
многие другие творческие активы, они, к сожалению, даже самому человеку, собственно
говоря, не принадлежат, потому что он их не может продать, он либо продает
результаты работы, которые изначально прописываются, либо человеко-часы. Мне
кажется более правильный термин - это «личностный потенциал» и если мы возьмем
4 фактора, все знают, производства: капитал, труд, земля и организация, то
личностный потенциал относится к организации, а не к труду и людским ресурсам.
Я понимаю, что личностный потенциал рассеян и среди персонала рабочих и среди
руководства, и среди акционеров предпринимателя, но тем не менее предпринимательская способность,
способность к управлению и творческие способности это всё факторы
организационные, это организационные ресурсы.
Чем отличаются организационные ресурсы от
других ресурсов, в частности -экономических. Экономические ресурсы материальны,
они ограничены, в то время как личностные ресурсы предполагают, что они не
ограничены. То есть, когда мы имеем убывающую отдачу на капитал, - чем больше мы
вкладываем куда-то средства, тем меньше со временем отдачи мы получаем, - то
этот закон убывающей отдачи компенсируется законом возрастающей отдачи, где чем
больше ресурсов вовлекается в производство, тем больше оно не только нуждается
в организации и управлении, но и имеет больше возможностей в них. Вот тут
личностные ресурсы как раз таки и имеют творческие способности человека, его
способности к управлению. Они, по сути дела, не ограничены, способность к взаимодействию,
групповому знанию и накоплению информации. И в этом отношении они компенсируют
закон убывающей отдачи законом возрастающей отдачи, чем лучше организация и
управление на производстве, тем больше возникает отдачи на капитал. В этом
отношении это, то что касается термина личностный капитал.
Теперь вопрос, а что мы можем сделать сегодня
в отношении именно этого «человеческого капитала»? Что может сделать
государство, это же, по сути дела, иллюстративный элемент в экономике личностного
потенциала общества. Здоровье это один из аспектов этого личностного потенциала.
И второй важнейший элемент его - это образование. И что мы можем сделать в
образовании сегодняшней личности. Когда мы сегодня говорим про образование, у
нас есть одна большая проблема, глобальная проблема. Это, то что сегодня совершилась
информационная революция.
Наверно, я уже повторяюсь и, наверно, это уже
банальные истины. Сегодня у нас нету проблемы с доступом к информации. Раньше
была монополия на неё у узких специалистов, теперь такой проблемы нет, и
сегодня объем только научной информации удваивается за 1,5 года по всему миру. Представляете
каковы объем и скорость накопления информации… Если раньше тысячелетия нужны
были для того, чтобы накопить небольшой объём и удвоить его, то сегодня 1,5
года и объем научной информации удваивается, угнаться за этим образованию невозможно,
нереально.
Соответственно
первое направление, которое я вижу в развитии человеческого капитала, или если правильно
говорить «личностного потенциала» - это развитие оперативного компонента познания,
не информативного, как сегодня мы пичкаем людей, информационно-справочными и
прочими позициями, которые быстро меняются в этом мире. Закон изменили, уже другая
норма амортизации и налогообложения, а мы все пытаемся, это в качестве тестов,
в качестве каких- то знаний фундаментальных дать. Это неправильно, нужно людей учить, прежде
всего, не побоюсь этого слова - научным теориям, их немного. Эти методологические
средства мышления, они позволяют людям вырабатывать огромный объем информации.
Что нужно давать людям? Нужно людей учить мыслить, а не пытаться пичкать
информацией. Как говорят, категориально-понятийный аппарат развивать надо и тот
небольшой перечень научных теорий общепринятых нормально излагать. Это тогда
позволит людям вооружаться более продвинутыми средствами мышления деятельности в
информационном обществе. Второй направление - это объективная система
ценностей, почему? Потому что сегодня не секрет, что всеобщие ценности они важны
и если людям не давать их, человек не будет развиваться.
3
направление - это общегражданская национальная идея. Хотим мы это или не хотим,
всё равно абстрактное общество пока существует лишь в виде национальных
сообществ, и очень важно чтобы эти национальные сообщества были построены не по
этническому признаку, а по гражданскому.
И последний элемент, чтобы уже не отрывать
время у всех остальных, это свободное правосознание. К сожалению, для нашей
территории это особенно важно для развития личностного потенциала потому, что
наше сознание правовое связанно с тем, что мы мыслим законодательство
источником права. В то время как, законодательство это инструмент выражения
права. Само по себе законодательство должно защищать свободу личности и все
запреты, ограничения, связанные с правом, правовые, должны развивать свободу
личности, чтобы она проявляло себя как можно более свободно в человеческом
обществе.
Вот 4 направления развития личностного потенциала.
Мы
все говорим - человеческий капитал, человеческий капитал как манну небесную только
повторяем, как заклятие какое-то, но на самом деле когда дело доходить до
живого, до реального момента. Мы все хотим избавиться от чего? От человеческого фактора. Когда человек
приходит за консультацией, особенно в IT консалтинге, он просит, «сделайте так чтобы убрать вообще человеческий
фактор, вообще из производства из управления», но на самом деле человеческий
фактор и человеческий капитал это один и тот же личностный потенциал. К
сожалению, вам придется смириться, с тем, что какие-то ошибки, связанные с
человеческим фактором, будут обязательно в наличии. Когда вы работаете с
человеческим фактором, вы работаете с человеческим капиталом на самом деле, да
и вот повторюсь еще раз, что не хотел бы, чтобы это все превратилось в модное
такую как бы процедуру, называешь человеческий капитал впереди всего и все тебе
хлопают. А когда доходит дело до настоящего, до вовлечения личностного
потенциала людей в управление, производством и иными сферами, тогда и на
вшивость и всё проверяется, то насколько мы привержены тем или иным позициям.
Вопрос
из зала:
Здравствуйте.
Такой вопрос связанный с мышлением, выступал Канат Ильич, что нужно менять само
мышление человека. Насколько мне известно, к возрасту где- то от 20 лет, когда
студент поступает в университет у него уже сформировано определенное мышление,
вот как вы считаете с кого возраста нужно пересматривать подходы к развитию мышления
человека и если какие-то попытки на ваш взгляд, может быть частные школы,
детские сады, которые уже внедряют новые подходы, которые вы бы хотели дальше
развивать совместно, продолжать это в вузе или предпринимательство пусть этим
займётся?
Канат
Ильич Нуров:
К сожалению, вы задели образовательную политику на государственном уровне, почему? Потому что ну невозможно прийти в Вуз или на предприятие и научиться категориально мыслить по интуитивному мышлению, освоению всех уровней мышления: всеобщего, общего, особенного, единичного, а также логике и диалектике. Ко всему этому человек должен готовиться, все эти академические инструменты мышления и в этом отношении, я считаю, что, и это не секрет, должна развиваться дальше непрерывная линия академического образования, начиная с сада, школы, вуз, пост вузовские докторантуры и прочее. Потому что в итоге, есть же 2 линии образования: профессионально-практическая, профессиональное образование и академическая. На самом деле когда человек из вуза уходит в практику, является руководителем высоко ранга, на самом деле это почему возможно? Потому что он в принципе обладает научным подходом, он в принципе готов к научному исследовательской, научно-образовательной деятельности. А то что он уходит в практику это уже вопрос его выбора. Я считаю, что развитие мышления, развитие знаний это очень важная академическая, непрерывная линия образования. Естественно, она снабжается постоянными ответвлениями профессионально-практическими, профессиональными, специальными и прочими линиями практики. И по идее правильно было бы, чтобы каждая профессиональная квалификация была как-то адекватно сопряжена с какой-то академической степенью, чтобы целиком можно было переходить, если человек решил обратно вернуться в науку, обратно с колледжа в какой-то вуз. Может быть и приравнять к базовому незаконченному высшему образованию колледж, в любом случай, я считаю этот вопрос должен решаться с детства. Есть проблема общая не только в применении знаний, это практическая проблема, но и в добывании знаний, научная. А вузы это по сути дела, те институты где людей готовят именно к добыванию новых знаний, а не к применению уже существующих, и к сожалению вузы не смогут свою задачу исполнить, если личность с самого начала, начиная с детского сада, со школы не готовит к этой академической задаче и здесь к сожалению, мы мало что можем поделать. Все куда-то сейчас ударяются в создание каких-то практических центров, огромное количество по применению знаний. А мы к сожалению, забываем про добывание знаний, а это очень важная научная задача, добывать новые знания. У нас сегодня слово «теоретическое» уже не в чести, слово "абстрактное" мышление - вообще, как бы тоже оскорбление, похабно. А, по сути, абстрактное мышление - это то, чем человек как вид отличается от животного и очень важно не забывать эти вещи, не забывать про академическое образование в развитии личностного потенциала. Спасибо большое.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01