Мы сами не заметим, как окажемся в новой реальности
О скорости принятия решений, проблеме больших ожиданий и горячих дискуссиях по экономическим реформам
Автор: Елена Тумашова
Токаев принял решение по самой спорной статье Уголовного кодекса
20 декабря прошлого года на втором заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил несколько важных решений. В их числе – перевод статьи 130 «Клевета» из уголовных в административные, гуманизация 174-й статьи Уголовного кодекса (замена формулировки «возбуждение» на «разжигание» розни, смягчение финансовых ограничений для тех, кто наказан по этой статье). Также внедрение уведомительного принципа организации митингов вместо разрешительного и снижение порога для регистрации политических партий (количество необходимых для этого подписей сократилось с 40 тыс. до 20 тыс.). И еще одно, которое вполне можно назвать историческим, – присоединение ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, одному из базовых документов в области прав человека, который предполагает отказ от смертной казни.
Революция или эволюция?
Решение, касающееся партий, в общественных обсуждениях называлось половинчатым. Несмотря на это, по мнению президента научно-образовательного фонда Aspandau, Каната Нурова, в целом решения приняты кардинальные, революционные. И то, что озвучены они были именно на заседании НСОД – структуры экспертно-консультативного уровня, о многом говорит. «Президент пошел против существующего тренда во власти. Всегда хочется сравнить с тем, как должно быть. В сравнении с тем, что мы запрашивали и как должно быть, понятно, что не все так, как мы хотели. Но по сравнению с тем, как было, я считаю, это кардинальное продвижение, и президент нуждается во всемерной поддержке гражданского общества, хотя бы в лице НСОД», – сказал Канат Нуров на заседании дискуссионного клуба TT Aspandau. Либерализацию 174 статьи и перевод 130 статьи из Уголовного кодекса в Кодекс об административных правонарушениях Марат Шибутов, член Общественного совета города Алматы, политолог, считает, возможно, даже более важными шагами, чем изменения в партийном законодательстве. «Учитывая практику применения этих статей, – поясняет он. – Именно эти статьи, 174 и 130, в целом очень сильно ограничивали гражданское общество (в критике властей, антикоррупционных расследованиях). И то, что вот этот дамоклов меч не будет висеть над гражданскими активистами, это очень хорошо». Однако «почему-то нашлись противники смягчения», в основном, по словам политолога, это адвокаты. Президент AlmaU, президент Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов рассказал, что его первые впечатления от озвученных изменений были «ожидал чего-то большего». Но чем больше времени проходило, тем отчетливее становилось понимание: решения сделаны очень сильные и важные. И революционные. В частности, изменение принципа организации митингов и присоединение ко Второму протоколу (как сказал спикер, лет 20 говорилось о необходимости подписать этот международный документ, этого не произошло, даже когда Казахстан был председателем ОБСЕ, и вот, наконец, свершилось). «Почему были ожидания большего? Проблема не в президенте, а в наших ожиданиях. Когда создавался НСОД, гражданское общество очень сильно критиковало и состав, и процедуры, рассматривало совет под большой лупой. Я сам встречался с президентом, два раза были заседания совета, послание было. Президент идет спокойной, сильной поступью, все его шаги направлены в одну и ту же сторону – на либерализацию», – поделился мнением спикер. Политолог, общественный деятель Айдос Сарым придерживается мнения, что озвученные главой государства решения – эволюционные, и они «истекают из логики процесса, экономики, состояния общественных настроений, ожиданий и пр.». «Пять законов (по которым были представлены изменения. – Ред.) определяют правила политической конкуренции. Если по ним какие-то изменения произойдут, это уже неплохо. В обществе, конечно, скопилось много негатива, ожиданий и абсолютного неприятия каких-то вещей. Стилистически Токаев другой человек, соответственно, требования к госаппарату и медиа другие. Он сказал: митинги – это нормальное явление, бояться не надо. Присоединение ко Второму протоколу – тоже заслуга главы государства, он сломал госаппарат, сказал, ничего страшного в этом нет. На рабочих группах, которые мы проводили, сложнее даже было убеждать чиновников», – рассказывает политолог. Он предлагает за ближайшие года два-три накопить силы и энтузиазм для того, чтобы потом проводить очень серьезные экономические реформы, которые нам предстоят. А сейчас лучше пусть реформы происходят в режиме «медленно, но верно».
Почему не было резонанса в обществе?
Эксперты попытались найти ответ на вопрос, почему общество обсуждало озвученные решения не настолько бурно, как можно было бы ожидать. Марат Шибутов видит ответ в желании быстрых перемен. «Народ ждал, что заседания НСОД будут проводиться каждый месяц. Первое было в сентябре, второе назначали на ноябрь, но потом перенесли. Все хотят, чтобы быстро, у людей такое мышление. Информационная повестка быстро забивается», – поясняет он. Но если взять в пример то же законодательство по митингам, то изменения по нему обсуждали в Общественном совете города Алматы с 2007 года. «И только в этом году мы смогли продвинуть. Сейчас процедурные моменты идут, это рутинно и скучно и публику не трогает. Работа, может быть, незаметная, но, тем не менее, она будет потихонечку идти. И мы сами не заметим, как окажемся в новой реальности», – говорит политолог. «Идеология иждивенчества, в данном случае гражданского, превалирует. Мы ждем, что президент должен что-то изменить и сделать, или оппозиционеры пусть делают. А мы будем сидеть в «Фейсбуке» и писать: а надо было сделать вот так или вот так», – дает свое объяснение Асылбек Кожахметов. По его мнению, глава государства дал «политическое добро» (обозначив, что у нас страна разных мнений, и весьма показательно то, что между заседаниями НСОД прошло всего три с половиной месяца, а столько решений уже принято). Это то, что требуется от президента как от первого руководителя страны. Теперь дело – за гражданским обществом, именно оно должно поддерживать реформы, активно проводить их в жизнь, требовать. По мнению Каната Нурова, запрос на демократизацию в обществе есть – с этим нет смысла спорить. Синдром выученной беспомощности частично тоже все-таки присутствует. «Но главная причина, почему гражданское общество было пассивно, – его политическая незрелость, потому что оно не определяет законодательную и судебную власть. Сейчас, по сути, идет борьба между гражданским обществом и правительством за главную должность в стране. Президент сегодня – это новый элемент в политической системе. Если он получит поддержку гражданского общества, мы действительно получим новую реальность», – уверен президент «Aspandau». Айдос Сарым также считает, что запрос на демократию в обществе есть, общество зреет, власть это понимает и делает шаги, чтобы соответствовать ожиданиям. «Это хороший стресс-тест для режима, посмотрим, как будут проходить следующие президентские выборы, если режим останется, тогда можно будет говорить о больших вещах. Любой транзит сопровождается так называемыми рисками либерализации: люди хотят понять, где пределы допустимого, специально провоцируют и с той, и с другой стороны», – говорит политолог.
С политикой легко, с экономикой – сложнее
«Я поддержал идею ввести в составы советов директоров социально значимых предприятий квазигосударственного сектора представителей гражданского общества. Правительству предстоит провести все необходимые процедуры отбора и внести кандидатуры на согласование до 1 марта 2020 года», – сказал Касым-Жомарт Токаев 20 декабря. Как рассказал Асылбек Кожахметов, предложение включить общественников в советы директоров исходило от Гражданского альянса Казахстана «Говорят: что может сделать один человек? Один человек может сделать очень много. Нужна открытость цифр по квазигоссектору. По оценкам, 60-70% экономики Казахстана там. Простая прозрачность заставит принимать больше нужных решений», – уверен спикер. По его словам, теперь основная задача – найти людей компетентных и готовых отчитываться перед гражданским обществом. Еще одно предложение организации касалось гражданского контроля. Сейчас формой такого контроля является общественный совет, но требуется доработка в плане состава и полномочий. «В 2020 году ожидаются изменения в закон об общественных советах. Я вхожу в общественную группу, которая эти изменения инициирует», – рассказывает Асылбек Кожахметов. Также предстоит проработка концепции слышащего государства. «Моя миссия как представителя гражданского общества – чтобы она была создана, и чтобы создали ее мы. На последней комиссии правительство предложило свой вариант. Я сказал, это пустышка – на полторы страницы. Концепция слышащего государства гораздо мощнее», – уверен он. Озвученные Касым-Жомартом Токаевым на втором заседании НСОД решения по законодательной части – это первый пакет политического блока. Как рассказал Марат Шибутов, теперь предстоит обсуждение и формирование предложений еще по 28 законам и двум концепциям. По мнению Айдоса Сарыма, второй пакет политической корзины должен быть международным, и в него необходимо включить те конвенции и договора, которые «Казахстан все эти годы избегал подписывать». Третий пакет, на взгляд политолога, следует наполнить вопросами местного самоуправления, маслихатов и пр. Однако помимо политического блока, есть еще две корзины – экономических и социально-культурных реформ. «Если по политическим вопросам есть какое-то видение, больших дискуссий там нет, то по экономике и социально сфере идут самые горячие дискуссии. Экономические реформы, возможно, самые сложные, и по ним, к сожалению, нет большого понимания. Вот туда надо вкладываться, если мы что-то хотим изменить. Социально-культурный блок, может быть, еще более важный, сюда входят образование, здравоохранение, здесь нужны большие идеи, и несколько пакетов предложений», – считает Айдос Сарым. Есть огромное количество очень актуальных проблем, которые важны с точки зрения интересов людей и в которые, по его словам, надо «зубами вцепляться». Это вопросы имущества, земли, выборов в маслихаты (что, на взгляд политолога, еще важнее, чем президентские выборы). В вопросах бизнеса, экономики, образования, здравоохранения нужна помощь, потому что «есть шанс более или менее концептуализированные программы или идеи двигать».
Источник: inbusiness.kz
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01