"Казакстан: национальная идея и традиции" К.И.Нуров, Происхождение традиционной структуры Казахстана
Для того, чтобы понять и осмыслить сущность «традиционной» структуры Казахстана
Для того, чтобы понять и осмыслить сущность «традиционной» структуры Казахстана, необходимо хотя бы приблизительным образом проникнуть в исторические «тайны» происхождения казахской народности. Тогда мы будем иметь возможности научно описать и обосновать её роль и место в истории человечества В этом стремлении не нужно искать авторских амбиций. Это просто одно из правил методологии всемирно-исторического подхода. Каждый народ, национальность и даже отдельная личность имеют свою историческую функцию, без выяснения которой мы не сможем устанавливать историческую направленность и взаимосвязь социальных событий. А выяснив эту историческую функцию, определив её роль и место, можно отразить историческую суть того или иного социального явления, его конкретную, случайную обусловленность законами исторического единства, исторической эволюции и исторической преемственности.
Но, к сожалению, происхождение казахской национальности, которая неразрывно связана с «традиционной» структурой Казахстана, остаётся на сегодняшний день исторической «тайной», которую нельзя назвать ни чёрным, ни белым пятном в истории. Все знают более-менее «достоверно», с разной степенью убеждённости, в зависимости от уровня научной информированности, что происхождение казахов как этноса относится к середине XV в. и связано с откочёвкой султанов Гирея и Джанибека от Узбекского улуса Абул- хаир-хана, в результате которой «узбекские беглецы», собравшиеся вокруг них, и стали называться «казаками» (А.Н. Харузин).
Мало кто подозревает, что происхождение казахов так и осталось «неразгаданной тайной» в исторической науке, и совсем никто не осознаёт, особенно в массе населения, специфически оригинальное значение этнонима «казак», хотя его влияние ещё вполне живо в подсознании каждого казаха и в коллективном бессознательном всего народа Казахстана.
Чокан Валиханов (т. 1) так характеризует ситуацию изучения казахов в XIX в., веке, который отличался несравненно большим, чем когда-либо, интересом крупных учёных к казахскому этносу: «Народность казахская не была никогда предметом серьёзного учёного исследования, даже дельных этнографических и нравоописательных статей мы не читали, исключая «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Левшина и «Записки о киргиз- кайсаках Средней орды» Броневского».
Сегодня, в конце ХХ в., научная ситуация в истории Казахстана нисколько не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась в отношении исследования исторического происхождения казахов, несмотря на то, что ещё Ч. Валиханов (там же, с. 308) предвещал, что «много чести будет тому, кто исследованиями объяснит происхождение «киргизского» (казакского. — Прим.. авт.) народа, так как «миф о происхождении казахов мы не имеем никакой возможности [объяснить]» (там же, с. 163).
Это ухудшение обусловлено, с одной стороны, политическими причинами, так как фундаментальное исследование вопроса о происхождении казахов просто не вписывалось в советскую систему науки и образования вплоть до 90-х гг. ХХ в, а с другой — неотработанным предположением Вельяминова-Зернова (Исследование о касимовских царях и царевичах) об однозначной и прямой увязке происхождения казахов с кочевыми узбеками Гирея и Джанибека, которое впоследствии было развито и оформлено в качестве мнения таким авторитетным антропологом, как А.Н. Харузин (К вопросу.. Кн. XXV), и которое в результате частого воспроизводства в научном обороте ХХ в. из научного предположения и предвзятого мнения превратилось в не подлежащий сомнению «исторический» факт.
Попробуем подробно разобрать это мнение, поскольку весьма интересным и любопытным представляется тот момент, что именно оно в советской исторической науке воспроизводилось и именно его рамки ограничивали более глубокие размышления об этом вопросе.
Думается, это связано со значением этнонима «казах». Данная точка зрения позволяла ограничиваться такими значениями этого термина, как «наездник», «кочевник», «передовой воин», «степняк», «бродяга», «удалец», «скиталец» и, на худой конец, «беглец» как самое нежелательное значение. В условиях советской науки было очень важным не доходить до основного и первоначального значения этого названия: «свободный», «вольный человек». Даже если бы не работала внешняя цензура, то обязательно срабатывала бы внутренняя, подсознательная и бессознательная. Это очевидно.
А между тем именно это базовое значение данного этнонима даёт начало всем остальным значениям и пронизывает их, отражая в истинной мере сущность и структуру «традиционного» общества казахов, существовавшего в относительно неизменном состоянии на протяжении шести веков, от XIII до XIX в.
Это «традиционное» в расширительных смыслах слова («доколониальное» и «сохраняющее традиции») общество казахов сложилось ещё в XIII в. среди тюркских племен Великой степи (в том числе Монголии) и существовало как общество именно свободных людей, как свободное, в смысле индивидуального суверенитета личности, а не общества или государства.
Особенно важно подчеркнуть, что это самоназвание «казак» отражало скорее западное понимание и существование свободы в её индивидуалистическом смысле; было этническим символом народа, который жил свободно именно во внутриполитическом аспекте. Аргументы к тому будут приведены ниже, а сейчас необходимо разобрать классическую точку зрения А.Н. Харузина, которая позволяла советской науке не входить в более подробное и серьёзное разбирательство происхождения и существа казахов. Вот что он пишет по этому поводу: «Разнородные мнения, высказываемые многочисленными авторами, страдали часто тем существенным недостатком, что интересовавшиеся происхождением «киргизского» (казакского. — Прим.. авт.) народа искали, так сказать, начало его во временах крайне отдалённых, даже древних. Между тем мы не имеем никаких фактических оснований приписывать «киргизам» (казакам. — Прим.. авт.), в современном смысле этого слова, более раннее происхождение, чем середина XV в. Те смутные сведения, которые даются Фирдоуси в XI в. и ещё раньше Константином Порфирородным в Х в. о «казаках», «казакии» и «ханах казацких» — далее четырёхсотлетний промежуток полного отсутствия (от XI до XV в.) упоминания о киргизах (казаках) — не позволяют им приписывать более древнего происхождения и ставить «казаков», упоминаемых
Фирдоуси и Константином, с «казаками» XV в. в какую-либо серьёзную генетическую связь. С другой стороны, почтенные исторические факты, указывающие на происхождение современных «киргизов» именно в половине XV в., и исторические указания на их непрерывное существование вплоть до наших дней не позволяют сомневаться во времени возникновения интересующей нас народности... двое из султанов рода Джучи-хана, по имени Джанибек и Гирей, опасаясь преследований со стороны Абулхаира, бежали из Дешта в Моголистан приблизительно в 1456 г. ...Когда Абулхаир- хан умер, то в Узбекском улусе поднялись смуты и неудовольствия; большое количество народа откочевало к Гирею и Джанибеку, так что в скором времени вокруг них собралось до 200 000 человек, а узбекский улус пришёл в упадок. Так как Гирей и Джанибек сами, а потом и большая часть собравшегося вокруг них народа были беглецы, скитавшиеся некоторое время без приюта, то их и прозвали казаками» (Харузин А.Н. К вопросу.. С. 49—51).
Вот этим классическим положением Харузин разом свёл на нет всё-таки уже существовавшие «разнородные мнения, высказываемые многочисленными авторами», в том числе и классический труд Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», что органическим образом вписывалось в советскую историческую науку, да и в постсоветскую, пожалуй, тоже.
А между тем он основывался лишь на предположении Велья- минова-Зернова, перевёдшего Тарихи-и Рашиди Мухамед-Хайда- ра, о том, что «...казаки (узбек-казаки) Мухамед-Хайдара положительно не что иное, как нынешние же казахи, которых мы, русские, привыкли звать киргиз-кайсаками... Если автор Тарихи-и Рашиди и пишет, что его казаки около 1533 г. исчезли совершенно, то он выразился слишком резко. Его казаки не исчезли, а только на время сошли со сцены. Именно они, а не какие-либо другие казаки — предки нынешних казахов или, что то же, киргиз-кайсаков» (Велья- минов-Зернов В.В. Исследование... Ч. 4. С. 228).
Здесь важно отметить следующие вещи: сам Вельяминов-Зернов, как и положено, вслед Мухамед-Хайдару называет казаков Джани- бека и Гирея «узбек-казаками», признаёт наличие «каких-либо других казаков» на территории Великой степи в то же самое время с «узбек-казаками», а также и то, что последние, то есть именно «узбек- казаки», «сошли со сцены». Значит, вполне возможно, а может быть и единственно, поскольку указаний на их физическое уничтожение нет и быть не может, эти узбек-казаки, которых до сих пор считают предками и первоначалом казахского народа, сами влились в ряды «каких-либо других казаков», числом не меньше их самих, как это позднее произошло с «ногай-казаками» (Харузин А.Н. Киргизы Бу- кеевской... Вып. 1. С. 35), и лишь впоследствии вместе с ними и вышли на сцену, но уже не как «узбек-казаки», а как казаки вообще, что вполне понятно. Стало быть, предположение Вельяминова-Зерно- ва правомерно, но не вполне верно, а если быть корректнее, верно лишь отчасти. Всё остаётся на своих местах, меняется только смысл: узбек-казаки действительно предки казахской народности, но не они одни; просто казаков, без каких-либо приставок и добавок типа «ногай», «узбек», «кыргыз», «орыс» и т.д., тоже должно считать таковыми, если не в первую очередь. Следовательно, для связывания начала происхождения казахского этноса с второй половиной XV в. исторические указания Мухамед-Хайдара на узбек-казаков Джанибека и Гирея не дают достаточных логических оснований.
Ко всему прочему, если учесть тот факт, что Вельяминов-Зернов не специально исследовал историю казахского народа, а лишь увлёкшись предками касимовского царевича Ураз-Мухамедда, который был «казакским» султаном, и что ему, как он сам говорит, «удалось... определить... начало и постепенное развитие всей династии ханов и султанов киргиз-кайсацких», а не начало всего казахского народа, то необходимо признать, по-видимому, беспочвенность категоричного утверждения Харузина о «начале происхождения «киргизского» (казакского. — Прим.. авт.) народа» в «половине XV в.».
Чтобы окончательно рассеять убеждение в несомненной правильности привязывания происхождения казахского этноса к 1456—1459 гг, необходимо обратиться к такому фундаментальному научному труду в историческом, а не только в этнографическом или антропологическом смысле, как «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» А.И. Левшина
В части II, в исторических известиях о киргиз-кайсаках, говоря об их имени, Левшин утверждает, что:
«киргиз есть название народа, известного не связями своими с киргиз-кайсаками, но древнею против них враждою, и доныне существующего под именами кара (чёрных) киргизов, закаменных киргизов и бурутов. Слово «кайсак» есть испорченное имя казак, которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова. Не будем входить в разыскание, справедливо или не справедливо его мнение, но скажем, что название казак, перешедшее в средних веках ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсацким ордам с начала их существования, и что они себя и доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персидцам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. Китайцы... до XVIII ст. и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, казачьею ордою» (Карамзин Н.М. История Государства.. Т. IX. Ч. II, гл. 1. С. 2).
Далее и нам следует в силу указанной древности и принадлежности казахам имени «казак» [кхазакх], во избежание досадных недоразумений в процессе научного исследования, называть древних казахов «казаками», как бы на время отнимая это имя у казаков настоящего времени, составляющих разные субэтнические группы русской национальности. Это в том числе необходимо и для адекватного восприятия неспециалистами приведённых в данной работе цитат, относящихся к казахам под именем кайсаков, киргизцев, киргизов и т.п.
Вот что пишет Левшин о казахах в главе «Об источниках для истории киргиз-казаков»:
«Большая часть русских писателей полагает, что первые казаки произошли или составились у татар (монголов. — Прим.. авт.); что у них же родилось название казак, и от них перешло ко всем отраслям прежде бывших и ныне существующих казаков. Мысль сию, к которой мы уже привыкли, опровергают восточные историки, утверждая, что казаки составляли самостоятельный и независимый народ в отдалённейших веках нашего летосчисления. Некоторые даже относят их существование далее Рождества Христова. Достоверно то, что Фердевси, или Фирдуси, живший около 1020 г., то есть за два столетия до появления монголо-татар на западе, в «Истории Рустема» упоминает о народе казаках и ханах казакских. Из сочинений его и древнейших летописей персидских, которыми он пользовался, известно, что казаки древние, подобно позднейшим, прославили имя своё грабежами и набегами; что главное оружие их были копья, и что посему в Азии начали называть их именем всякую толпу наездников, вооружённую копьями и занимающуюся ремеслом подлинных казаков, т.е. разбоями и нападениями на соседственные земли. Итак, татарские казаки, почитаемые нами за первоначальных казаков, были только подражатели, и название их не татарское, а занятое у другого народа» (Левшин А. И. Описание... Ч. II).
Из этого авторитетного положения вытекает новое обстоятельство довольно неожиданного характера: не только узбек-казаки Джанибека и Гирея, то есть могулистанские, могут не считаться за первоначальных предков казахов, но и сами так называемые монголы, будучи на западе Великой степи, не могут ими считаться, хотя они как «татарские казаки» существовали точно до распада Золотой Орды.
При этом не следует думать, что нам, народу Казахстана, как своеобразному наследнику «казачьих орд», не трудно было разыскать сведения именно такого характера, дабы увеличить древность своего происхождения. Во-первых, эти сведения вводят в растерянность даже самые решительные круги учёных в отношении патриотического настроя и намерения построить историческую науку Казахстана как «казахскую». Во-вторых, альтернативных «Описанию казачьих орд» Левшина работ не существует (и составить их уже нет никакой возможности как в силу кадровых, так и в силу архивных проблем). В-третьих, Левшин был настолько негативно настроен к казахам в части личного, субъективного отношения к ним, что такой выразитель общего мнения советской науки, как В.И. Ванштейн, называет его «шовинистически настроенным «научным авторитетом» (Радлов В.В. Из Сибири.. С. 667) и даже берёт под сомнение его научный авторитет, несмотря на то, что именно Радлов, которому и посвятил свою статью Ванштейн, назвал Левшина научным авторитетом (там же, с. 184—186), а Ванштейн лишь «закавычил» эту характеристику.
Не будем входить в подробное разбирательство, почему Лев- шин так «негативно» относился к казахам, можно ли назвать такое отношение шовинистическим и можно ли вообще ставить под сомнение научную объективность Левшина, так как всё это предмет историографического и источниковедческого анализа. В данном же случае, нас интересующем, необходимо лишь признать, что столь значительное удревнение начала казахской народности, вероятно, никак не могло входить в сферу его личных устремлений. Поэтому мы без колебаний должны, в соответствии с научной открытостью, привести его дальнейшие в этом отношении показания:
«Известие сие делает толкование и переводы слова «казак» излишними. (В Джагатайском подлиннике записок известного Бабер- Мирзы несколько раз встречается слово «казак» в значении бродяги, и производные от оного казаклык, бродяжничество; казакламалак, бродяжничать, скитаться; но значения сии явно заимствованы от образа жизни народа, называемого казаками. Во время владычества татар в России люди вольные из крестьянского сословия называемы были казаками, то есть имеющими право переходить из одной земли на другую по своему усмотрению. От сего класса людей происходит название казаков запорожских и донских: беглецы из русских владений, поселившиеся на берегах Днепра и Дона, удерживали или присваивали себе имя казаков, то есть людей вольных: иногда их шайки назывались также вольницами, словом, однозначущим с именем казак. — Прим.. Г. Сенковского).
Значения, сему слову приданные впоследствии, суть уже применение и приспособление к образу жизни или вооружению первобытных казаков; но самое название их как имя собственное народа не подлежит ни переводам, ни этимологическим спорам. Следовательно, тщетно трудились те, которые производили оное от козявки, козы или козьих шкур (Карамзин Н.М. История Государства.. Т. V), от кыпчака (История Абулгазы Баядура. Ч. 9, гл. 9), от косы Днепровской (История Польской республики), от словянского полководца Козака (Синопсис), от хазар (Г. Сестренцевич. История Таврии) и т.д. Впрочем, несправедливость сих мнений и без того уже признана» (Левшин А.И. Ч. II. С. 40).
Как видим, удревнение происхождения казахского этноса вовсе не оброненное мимоходом соображение, а развиваемое научным образом с помощью исторических источников центральное положение «Описания казачьих орд» Левшина. Остаётся лишь удивляться, как долго и упорно современная историческая наука обходит его, не имея смелости ни объяснить его, ни отвергнуть, и предпочитает вообще о нём не упоминать: называет его «недоразумением» (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись.. С. 250), многократно используя труд Левшина в научном обороте. А ведь из этого центрального положения вытекает, что «монголо-татары» называли «людей вольных» казаками уже в XIII в., следовательно, у них самих «вольные люди» были весьма распространённым, вероятно, классом общества; если они русских вольных людей из крестьянского сословия называли отдельным понятием и признавали за ними их волю и даже поощряли её, скорее всего, против воли бывших хозяев этих русских беглецов, давая им право перехода «из одной земли на другую». Таким образом, не будь у «монголо-татар» этого класса казаков, наверняка политически значительного, то, вероятно, мы никогда бы не имели дело в истории человечества с современным русским казачеством (по крайней мере, донским), ибо его предки были бы легко уничтожаемы регулярными степными военными подразделениями Золотой Орды или быстро возвращаемы на место.
Стало быть, «казаки первобытные или древние» есть, прежде всего, люди вольные каждый по отдельности, что весьма примечательно для Востока вообще как метакультурного социума. Как такое стало возможным раньше, чем на Западе, и почему Чингисхан составлял из них свою гвардию (Хрестоматия по истории средних.. С. 78.), согласно сведениям «монгол-ун ниуча тобчан», необходимо будет разъяснить в дальнейшем. В данный же момент важно лишь отметить, основываясь на сведениях Левшина о непереводимости самоназвания «казак» и его неподверженности «этимологическим спорам», как собственного имени народа, вполне правомерным будет предположить наличие в наиболее глубокой древности в Центральной Азии, до «древних казаков», народа с именем «казак» или подобным именем, не факт, что монголо- или тюркоязычного и, вероятно, вынужденного вести «вольный образ жизни» в условиях Востока.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01