Наши книги

Аспандау рекомендует

Высшее образование в РК: время прозрачности.Каирленов М.А., к.э.н.

Объем доходов ВУЗов РК от основной деятельности вырос за 2005-2009 гг. на 88%

Высшее образование РК: системный взгляд

- Объем доходов ВУЗов РК от основной деятельности вырос за 2005-2009 гг. на 88%;

- Основным фактором стало повышение стоимости образования, с учетом сокращения количества студентов за этот же период на 20%, повышение цен оценивается на 138% или 2,4 раза;

- Наблюдается сильная положительная корреляция между сокращением количества студентов в ВУЗах и уровнем молодежной безработицы в РК – 96%!

- «… большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». (Источник: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы);

- Крупнейшим потребителем в отрасли, несмотря на усиление роли государства, остается Население. За рассматриваемый доля населения снизилась с 58% до 51%, доля государственного бюджета выросла с 38% до 44%, а Предприятий-работодателей с 4% до 5%;

- Ключевая проблема высшего образования в РК – низкое качество знаний студентов и не связанность с потребностями экономики;

- Это грозит ситуацией в арабских странах – большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения;

- В основе всего этого лежат сложившиеся «правила игры» на рынке образования. В частности, у основных «decision makers» на данном рынке (Населения) отсутствует необходимая и достаточная информация для принятия адекватного решения по выбору ВУЗа;

- С другой стороны, акционеры и топ-менеджмент ВУЗов, как основные получатели прибыли от оплаты студентов, не особо заинтересованы в повышении качества образования, поскольку конкуренция на таком не прозрачном рынке сводится к рекламным компаниям в СМИ и профориентационной работе преподавателей ВУЗов в школах;

- Имеющийся на сегодня академический рейтинг ВУЗов на основе Берлинских принципов не информативен для населения и ориентирован на устоявшиеся в прозрачной рыночной среде системы вузовского образования;

Методика академического ранжирования ВУЗов МОН РК (НАЦ - 2011 г.)]

Высшее образование: пути решения

Пути решения:

1)Усовершенствовать методику рейтингов;

2)Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО;

1) Совершенствование методики рейтинговой оценки ВУЗов с точки зрения приоритетов.

А) Для чего мы отправляем детей в ВУЗы? Что бы они были способны найти высокооплачиваемую работу и были способны успешно ее выполнять.

Соответственно, необходимо повышение удельного веса показателя конкурентоспособности выпускников до уровня 50%.

-Рассчитывать данный показатель как удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование;

- МОН РК публикует обобщенные данные по каждому ВУЗу и в разрезе обучаемых специальностей и форм обучения (очная/заочная, вечерняя, дистанционная).

- В свою очередь, родители и абитуриенты смогут получить уже более объективную оценку качества образования в различных ВУЗах и востребованных экономикой специальностей.

- Логично дополнить информацию по уровню трудоустройства еще и отношением средней зарплаты выпускника к средней по стране/региону/отрасли.

- В свою очередь, информация о трудоустроившихся/продолживших образование позволит руководству ВУЗов и МОН РК более оперативно и адекватно корректировать учебные планы, по содержаниям курсов, обучаемым специальностям и т.д.

Б) Вторым по значимости показателем представляется необходимость повышения уровня современных знаний преподавателей ВУЗов.

В условиях недостатка качественной учебно-методической литературы, закрытости корпоративного сектора, низкого уровня оплаты труда, что определяет их перегруженность и не оставляет времени на повышение квалификации, преподаватели находятся, по сути, в информационном вакууме и как следствие, преподают студентам нередко весьма общие «вещи».

Выведение показателя «Проведение передовых научных исследований» на второй по значимости в рейтинге (25%), будет стимулировать:

- ВУЗы направлять дополнительные ресурсы на работу в данном направлении, и

- преподавателей изучать современные проблемы своих отраслей.

В) Третьим по значимости показателем представляется уровень «Обеспеченности ресурсами» (расходы на 1 студента на основе аудированной отчетности) - 15%;

Г) удельный вес показателей – Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей и Международное сотрудничество по 5%.

2) Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО;

- Если рассмотреть ВУЗы с точки зрения корпоративного управления, то они во многом схожи с банками. С одной стороны, есть ответственность топ-менеджмента перед акционерами, с другой, еще большая ответственность перед клиентами. В банках это депозиторы, в ВУЗах это студенты и их родители. В обоих случаях масштабы угрозы нанесения ущерба обществу и государству очень велики. Отличие лишь в том, что в банках ущерб проявляется четче и раньше, в ВУЗах он менее очевиден и растянут во времени;

- В этой связи, очевидны особые требования к прозрачности данных видов бизнеса. Системной мерой повышения прозрачности выступает публикация ВУЗами аудированной финансовой отчетности по МСФО. При этом в обязательном порядке должна раскрываться информация о зарплатах и бонусах топ-менеджмента ВУЗа, расходы на ремонты зданий и др.;

- Данная мера должна продемонстрировать реальный уровень рентабельности данного бизнеса, для привлечения инвестиций в сектор. Кроме того, продемонстрировать уровень инвестиций текущих акционеров в университет (в т.ч. в преподавателей) как показатель их стремления повысить качество образования.;

- Для того, чтобы расходы на аудит не превышали разумных размеров, логично согласовать с НБ РК и/или Палатой аудиторов РК список аудиторских компаний (порядка 30), аудит от которых будет признаваться МОН РК.

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Статьи

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01