Казахстанские квалификационные рамки (проект). Б.М. Искаков
В европейском образовательном пространстве квалификацией называется документ
КАЗАХСТАНСКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ (ПРОЕКТ)
Б.М.Искаков,
профессор КазНТУ имени К.И.Сатпаева, доктор физ.-мат. наук
В европейском образовательном пространстве квалификацией называется документ, выдаваемый обучающемуся после успешного завершения им образовательной программы определенного уровня. Таким образом, квалификация – это аттестат, свидетельство, сертификат, диплом или иной документ, удостоверяющий, что его обладатель освоил образовательную программу одного из уровней, описанных в национальных квалификационных рамках. Помимо соответствия уровней образования и квалификаций (документов об образовании) в национальных квалификационных рамках устанавливаются и описываются соответствия уровней образования и результатов обучения, которые, в свою очередь, определяются на основе:
- знаний;
- умений и навыков;
- компетенций, включающих в себя личностные и профессиональные результаты.
Используемые в данной работе понятия имеют следующий смысл:
Обучение понимается как процесс постепенного освоения сложных и абстрактных областей знания по принципу нарастающей сложности (концепции, понятия, категории и модели поведения), а также умений и широких компетенций. Этот процесс охватывает как формальное, так и неформальное образование.
Результаты обучения – это набор знаний, умений, навыков и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Другими словами, это то, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.
Компетенции включают в себя:
1) когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;
2) функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
3) личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
4) этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Таким образом, компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний, умений и навыков.
Квалификация присваивается, как правило, организацией образования, которая определяет соответствие полученного результата обучения установленному стандарту знаний, умений и компетенций. Установление соответствия результатов обучения стандарту происходит посредством оценки успешности освоения программы обучения.
Обучение и оценка для получения квалификации может осуществляться в рамках программы обучения и/или в процессе трудового опыта. Квалификация означает официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда (дает право на осуществление трудовой деятельности) и дальнейшего обучения.
В казахстанские квалификационные рамки, как было показано выше, должны входить описания квалификационных уровней, связанных с результатами обучения. В таблице 1, в качестве проекта даны описания восьми квалификационных уровней, которые отражают реалии отечественного рынка труда и соответствует уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан «Об образовании».
Таблица 1 – Описание квалификационных уровней, связанных с результатами обучения
Квалификационные уровни
Знания
Умения и навыки
Компетенции
1
2
3
4
1
Общие базовые знания
Основные умения и навыки, требуемые для выполнения простых задач
Работа или исследование под руководством
2
Основные фактические знания в области работы или исследования
Основные познавательные и практические умения и навыки, требуемые для выполнения обычных задач, опираясь на достоверную информацию и используя простые правила и инструменты
Работа или исследование под руководством с некоторой самостоятельностью
3
Знание фактов, принципов, процессов и общих понятий, в области работы или исследования
Диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для выполнения задач. Выбор и применение требуемых методов, инструментов, материалов и информации
Самостоятельность и ответственность за завершение задач в работе или исследовании. Адаптация собствен-ного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач
4
Фактические и теоретические знания в широких контекстах в пределах области работы или исследования
Диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для решения определенных проблем в области работы или исследования
Самостоятельность в пределах руководящих принципов контекста работы или исследования, которые обычно предсказуемы, но подвержены изменениям. Осуществление руководства при выполнении обычных задач другими с некоторой ответственностью за оценку и усовершенствование действий работы или исследования.
5*
Всестороннее, специализированное, фактическое и теоретическое знание в пределах области работы или исследования и понимание границ этого знания
Всесторонний диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем
Управление осуществляемых действий и наблюдение в контексте работы или исследования, подверженных непредсказуемым изменениям. Развитие собственных и руководимых работ.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
6
Продвинутые знания в области работы или исследования, основанные на критическом понимании теорий и принципов
Продвинутые навыки и умения, демонстрирующие мастерство и новшество, требуемые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области работы или исследования
Управление сложной технической или профессиональной деятельностью, или проектами с ответственностью за принятие решения в непредсказуемых контекстах работы или исследования. Ответственность за руководство профессиональным развитием людей и групп.
7
Узкоспециализированные знания, часть из которых является центральной в области работы или исследования, служащие основанием для оригинального мышления и/или исследования; критиче-ское понимание проблем в области и в интерфейсе между различными областями знания
Специализированные и решающие проблему навыки и умения, требуемые в исследовании и/или новшестве, чтобы развить новое знание и процедуры и объединить знание из различных областей
Управление и преобразование контекстов работы или исследования, которые сложны, непредсказуемы и требуют новых стратегических подходов. Ответственность в помощи профессиональному знанию и практике и/или за разработку стратегической работы команды
8
Знания на переднем крае области работы или исследования и в интерфейсе между областями
Самые продвинутые и специализированные навыки и умения, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать существующее знание или профессиональную практику
Демонстрация новаторства, самостоятельности, академической и профессиональной целостности, поддержанные обязательствами к развитию новых идей или процессов в центральных направлениях деятельности контекста работы или изучения, включая исследование
Квалификационные уровни, связанные с результатами обучения, нужно соотнести с уровнями образования, принятыми в Казахстане (таблица 2). В качестве примера можно использовать российские разработки [1]
Таблица 2 – Соотношение между квалификационными уровнями и уровнями образования
Квалификаци-онные уровни
Уровни образования
1
Краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте.
Начальное образование.
2
Основное среднее образование
Профессиональная подготовка
3
Среднее образование (общее среднее или профессиональное и техническое образование)
4
Послесреднее образование
5
Незаконченное высшее образование (не менее 120 кредитов ECTS)*
6
Бакалавриат (240 кредитов ECTS)
7
Магистратура ( от 60 до 120 кредитов ECTS)
8
Докторантура (180 кредитов ECTS)
В таблице 3 показаны квалификации, выдаваемые в Казахстане по завершении определенного уровня образования и набора минимального объема кредитов ECTS, если обучение проводится с использованием кредитной технологии.
Таблица 3 – Соотношения между квалификационными уровнями, уровнями образования и квалификациями
Квалификаци-
онные уровни
Уровни образования
ECTS
Квалификация
1
Начальное образование
-
Свидетельство
2
Основное среднее образование
Профессиональное обучение
-
-
Свидетельство
Свидетельство
3
Общее среднее образование
Техническое и профессиональное образование
-
-
Аттестат
Диплом
4
Послесреднее образование
-
Диплом
5
Незаконченное высшее образование*
не менее 120
Сертификат
6
Бакалавриат
Специальное высшее образование
240
-
Диплом
Диплом
7
Магистратура
Интернатура, резидентура, клиническая ординатура
60-120
-
Диплом
Свидетельство
8
Докторантура
180
Диплом
Описание путей достижения квалификационных уровней (таблица 4) повышает прозрачность казахстанских квалификационных рамок и облегчает сопоставление их с национальными квалификационными рамками других стран.
Таблица 4 – Основные пути достижения квалификационных уровней
Квалификаци-онные уровни
Пути достижения данного квалификационного уровня
1
2
1
Практический опыт и / или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии образования не ниже начального образования
2
Практический опыт и / или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательного учреждения или корпоративное обучение) при наличии образования не ниже основного среднего образования
3
Практический опыт и / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение) при наличии образования не ниже среднего образования (общее среднее или профессиональное и техническое образование)
4
Послесреднее образование, полученное на базе среднего образования и практический опыт
5*
Незаконченное высшее образование (не менее двух лет обучения в бакалавриате или трех лет освоения программ специального высшего образования), полученное на базе среднего или послесреднего образования и практический опыт
6
Высшее образование на базе среднего или послесреднего образования, полученное после завершения бакалавриата и присвоения академической степени бакалавра наук, или при освоении программ специального высшего образования, практический опыт
7
Послевузовское образование на базе высшего образования, полученное после завершения магистратуры и присвоения академической степени магистра наук, практический опыт
8
Послевузовское образование на базе академической степени магистра наук, полученное после завершения докторантуры и присвоения академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю
*- данный квалификационный уровень предлагается ввести с 2012 года.
Обзор таблиц 1-4 показывает, что предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок позволяет гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня.
Рассмотрим пример достижения квалификационного уровня 3. Из таблицы 1 видно, что должен знать и уметь претендент на получение данной квалификации, а также какими компетенциями он должен обладать. Необходимые знания, умения, навыки и компетенции в совокупности требуют того, чтобы претендент имел общее среднее образование, т.е. закончил 11-летнюю школу (таблица 2). Однако это необходимое, но не достаточное условие, так как у выпускников средних школ, как правило, нет практического опыта. Поэтому выпускникам средних школ для получения квалификации 3-го уровня потребуется профессиональная подготовка в виде курсов на базе какого-то образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение по месту работы (таблица 4). Но это не единственный путь к получению квалификации 3-го уровня. Претендент может закончить профессиональный лицей, профессионально-техническое училище или колледж и иметь техническое и профессиональное образование (ранее называвшееся начальным профессиональным образованием). В ходе получения такого образования обучающийся обязательно приобретает практический опыт, поэтому ему не требуется проходить дополнительно профессиональную подготовку.
Квалификации 5-го уровня являются распространенными во многих европейских странах, поэтому этот уровень желательно ввести в казахстанские квалификационные рамки. В Казахстане принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. В связи с подписанием Болонской Декларации возникает необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда Казахстана. В принципе, ничего сложного в этом деле нет. Просто требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации, например сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше и еще сохраняется в настоящее время, когда им приходилось и приходится довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).
Итак, казахстанские квалификационные рамки – это система, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом уровне образования результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, т.е. возможные траектории образования.
Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским квалификационным рамкам [2], принятым Европейским парламентом и Европейским Советом в 2008 году. Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.
Использованные источники
Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008, 14 с.
Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
Обычные школы и НИШ: чем грозит Казахстану образовательная сегрегация?
Интервью К.И.Нурова порталу qmonitor.kz
Пенсионные накопления: что будет, если раздать часть их казахстанцам?
Интервью К.Нурова для Сenter Asia Monitor
Были ли в истории Казахстана люди, равнозначные Ганди и Манделе?
В политической истории казахов ХХ века было немало неординарных фигур. Но, к сожалению, ни одна из них не оказалась способной консолидировать всю нацию и повести ее за собой по дороге независимости и прогресса.
Члены НСОД: Страны, сделавшие ставку на образование, лучше справляются с коронавирусным кризисом
Свои предложения по совершенствованию системы образования в Казахстане члены НСОД представили президенту.
В Казахстане предложили запретить гранты детям из богатых семей
Член НСОД Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты для обучения в вузах детям из семей с высоким доходом, передает Казинформ.
Богатый гражданин - богатая страна (часть 1)
Богатый гражданин - богатая страна (часть 2)
Изменение порядка начисления подоходного налога: кому это выгодно?
Нота протеста Китаю: «Реакция МИД была разумной и адекватной» — историк
Историк Радик Темиргалиев напомнил о реальной истории казахско-китайских отношений.
Канат Нуров об образовательных реформах, ценностях и коррупции
“Профессиональный разговор” об образовании в нашей стране вести непросто. Минобр – чемпион по количеству министров и реформ. При этом уровень знаний, умений и навыков казахстанцев падает, о чем сигнализируют международные исследования – PISA и PIAAC.
Канат Нуров на Народном мозговом штурме
2020-09-29НЭП - шаг вперед или назад..?
2020-05-12Анонс Дискуссионного клуба «TT Aspandau» №16
2019-12-24Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж
+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01