Госпрограмма развития системы образования и науки на 2020-2025 годы
04.03.2020, 18.30
Алматы, отель
«Казахстан»
Госпрограмма развития системы образования и науки на 2020-2025 годы: незакрытые вопросы и открытые ответы.
Вступление в третье тысячелетие требует реальной
модернизации содержания казахстанской системы образования. Но ряд серьезных
проблем препятствуют переходу от устаревшего образования в индустриальном
обществе к современному образованию в информационном обществе.
Одна из них - неэффективность командно-административного
бюрократического подхода к управлению системой образования. Усиление глобальной
конкурентоспособности учреждений образования невозможно без внедрения
академической автономии для них. Классическая роль средней и высшей школы в
развитии человеческого капитала регионов и страны невозможна без возрождения их
связи с научным познанием, какими бы профессионально ориентированными они ни
были.
Конечной целью любого общего (академического) образования, в
отличие от профессионально-технического (практического) образования, является
высшее образование, которое готовит людей к научной деятельности. Поэтому все
детсады, школы, колледжи и вузы, какими бы ни были специализированными в
профессиональном плане, должны быть связаны в единую линию непрерывного
академического образования и быть при этом социальными лифтами для талантливых
самородков из всего народа, даже из социально-уязвимых слоев (в первую очередь
– на селе).
Но действующая в РК система образования и науки всё ещё
вызывает вопросы, а непрекращающиеся в ней реформы никак не снижают степень
недовольства граждан. Последние результаты казахстанских школьников по PISA в
2018г. стали существенно хуже предыдущего 2015г. по всем показателям, а по
естествознанию и читательской грамотности - даже ниже первых результатов 2009
года, что общественное мнение априори связывает с последними огрехами внедрения
«трехязычия» и «обновленки».
Одно бесспорно - необходимо перейти от фрагментарного и
формального подхода в образовательных реформах на системный и содержательный. Именно
к этому должна стремиться Государственная программа
развития образования и науки до 2025 г., подготовленная МОН РК и утвержденная в
декабре 2019 г. В ней освещены проблемы развития кадрового потенциала,
инфраструктуры и цифровизации, модернизации содержания образования и запуска научно-исследовательской
деятельности, а также трансформации систем управления и финансирования
образования и науки.