Наши книги

Аспандау рекомендует

Советы бывалых"Бизнес & Власть"

Существует ли спрос на управленческий консалтинг в Казахстане и имеются ли перспективы у рынка этого вида услуг – эти были подняты на научно-практической конференции, организованной консалтинговой группой Plankion и Форумом предпринимателей Казахстана.

По словам экспертов, в стране сегодня практикует около 200 консалтинговых компаний и порядка 3 000 консультантов. Президент Plankion Group, директор Алматинской Высшей школы управления Канат Нуров, выступавший на мероприятии первым, условно разделяет консалтинг на три типа по методу его проведения: экспертный, процессный и образовательный. Условно, потому что эти типы в той или иной мере пересекаются.

Наиболее распространенным является экспертный консалтинг, известный своим делением по специфическим отраслям знания. Его недостаток, в том, что он лишь информирует клиента о проблеме. Процессный консалтинг подразумевает уже организационную поддержку в налаживании или преобразовании бизнеса. Третий вид консалтинга – образовательный или “тренерский”, который часто называют также коучингом, в дополнение ко всему направлен на обучение ключевых сотрудников клиента практическому использованию нововведений.

Президент Казахстанской Ассоциации сертифицированных управленческих консультантов Мухтар Мусабетов обозначает консалтинг как предоставление менеджменту организации эффективной консультации, помощи, затрагивающих стратегию, структуру управления операционной деятельностью организации. На его взгляд нужно отделять консалтинг от любой исследовательской деятельности, которая не предполагает рекомендаций, и советует не путать его с тренингами, цель которых – передать теоретические знания.

“Казахстан достиг больших успехов в построении рыночной экономики, - говорит г-н Мусабетов. - Благодаря ресурсам и развитию нефтегазового и горнорудного сектора наша экономика наполняется деньгами. Это наша сильная сторона, позволяющая развиваться управленческому консалтингу, обеспечивать рост и развитие казахстанских компаний”. К слабым сторонам консультант относит недостаток компетентности отечественных специалистов. “Немаловажный фактор - отсутствие качественных специальных программ для консультантов и ярких, заслуживающих доверия профессиональных стандартов, которые бы определяли, кто есть кто на рынке управленческого консалтинга с точки зрения качества предоставления услуг”, - добавляет эксперт. По его мнению, Казахстан, будучи лидером в Центральной Азии, может передавать опыт другим странам этого региона.

Канат Нуров убежден, что в Казахстане отсутствует платежеспособный спрос на управленческий консалтинг. “Менталитет бизнес-сообщества в республике пока не настолько развит, чтобы этот вид услуг был также востребован как функциональные профессиональные услуги”, - объясняет он. Бейбит Апсенбетов, управляющий директор Казкоммерцбанка, не согласен таким мнением. Он приводит пример из банковского опыта. “Казкоммерцбанк”, как он говорит, тратит на консалтинг (а не на аудит, как он подчеркивает) ежегодно до $2 000 000. Управляющий директор считает, что консалтинг в Казахстане тяготеет к финансовой сфере, так как это самый дефицитный ресурс на сегодня и услуги по нему востребованы на рынке. “У нас еще не наработан опыт, не появились эксперты, - говорит он. - Очень много теоретиков, которые прочитали умные книжки и теперь имеют несколько ответов на один вопрос. Но верный ответ, необходимый клиенту, приходит только с опытом”. Ниша для казахстанского консалтинга, по его словам, существовать будет всегда. Причина для этого есть – нехватка ресурсов и дефицит специалистов.

Г-н Нуров также акцентирует свое внимание на другой проблеме: нигилизм потребителя в отношении применения научного подхода на практике. По его словам, никто не любит “теоретиков”, всем нужна “конкретика”. “Консультанты вынуждены подстраиваться под настроение клиентов, стараются все ему “разжевать”, теряя время и энергию на то, чтобы его, не дай бог, заподозрили в излишнем академизме, - объясняет Нуров. – В результате происходит не развитие, а деградация организации, так как дело не двигается с места. И у клиента остается ощущение, что он итак все это знал без помощи консультанта”. Также, по мнению Нурова, мешает сложившийся стереотип восприятия консультанта как неудачника в бизнесе. Как в известной фразе Марка Твена: “Кто может - тот делает, кто не может - тот учит”. Клиент, конечно, вправе подозревать и размышлять, почему практические знания консультанта не приносят тому богатства. И порой за презрением к консультантам скрывается обычный страх каких-либо изменений и бытовая боязнь публичного признания своих ошибок. На самом деле, как уверяет г-н Нуров, задача консультанта не в том, чтобы хорошо делать бизнес вместо клиента, а в том, чтобы клиент сам разрешил проблему, получив ценные советы.

Еще одна проблема, рассмотренная спикером – отсутствие практического опыта у консультантов в деле научного анализа. “В Казахстане вряд ли можно вести речь о наличии управленского консалтинга как института социальной инфраструктуры, в лучшем случае мы имеем дело с аудиторскими, инвестиционными или юридическими услугами, и то в исполнении, как правило, международных брендов, говорит г-н Нуров.

Председатель совета директоров холдинга “Арктагея” Сергей Грисюк выступил с докладом на тему “Психологическое консультирование в процессе корпоративного управления”. На его взгляд, психологическое консультирование в структуре консалтинга занимает не самое важное место, и напрасно. По его словам, в Казахстане, как и в России, наблюдается тенденция увеличении уровня невротизации (85%) и психотизации (15%) населения. Это характерно для стран, ориентированных на так называемый западный образ жизни и соответствующие ему личностно-значимые ценности. “В результате увеличение противоречий во взаимоотношениях сотрудников способны свести к нулю эффективность деятельности компании в целом”, - утверждает г-н Грисюк. Психологические методы управления, а их известно около четырехсот, по мнению эксперта, могут сделать управление по-настоящему эффективным. И он советует руководителям, прежде всего, обратить более пристальное внимание на психологические аспекты управления.

Все участники конференции согласились с мнением, что у казахстанского консалтинга есть перспективы. Канат Нуров называет две причины. “Глобальное удвоение информации в мире за последние три года и нарастание этого тренда воспринимается адекватными организациями как достойный вызов и неизбежный стресс. С другой стороны, вследствие стремительного роста бизнеса многие компании увеличились в масштабах, деятельность их усложнилась. В условиях кризиса, если они не хотят сокращаться, появляется потребность в реинжиниринге и автоматизации бизнес-процессов”. Цена услуг международных брендов в данном вопросе явно выше их функционального консалтинга, и у казахстанских консалтинговых компаний по управлению, по мнению этого опытного менеджера, есть все шансы поработать на созидание местных брендов. Особенно в условиях дефицита ликвидности у их потенциальных клиентов.

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Статьи

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01